1001-market.ru

Криминализация в асоциальных группах презентация. Урок-проблема. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. Антисоциальные и криминальные молодежные группы

Ни для кого не является секретом, что в России криминалитет цветет пышным цветом. В 1990-е гг. преступные группировки активно делили сферы деятельности и территорию, сейчас раздел более или менее закончен, но преступность осваивает новые ниши социума. Молодежь вовлечена в преступные виды деятельности: продает наркотики, ворует мобильные телефоны, угоняет машины, занимается проституцией, совершает налеты на магазины и торговые точки.

Как показывает статистика, большинство тяжких преступлений молодые люди совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Порой преступления совершаются подростками именно в целях самоутверждения, чтобы сверстники уважали и боялись их. Почти 35% преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений, и актов вандализма имеет именно такой мотив. Обычная драка вполне может закончиться поножовщиной, и это, к сожалению, довольно частое явление в молодежной криминальной среде.

Ступившему на путь преступлений подростку уже трудно повернуть назад. Как правило, друзья и приятели занимаются тем же, у молодого человека формируется особый взгляд на вещи и людей, мировоззрение меняется не в лучшую сторону. Если взять в качестве примера гопников, то можно понять, почему вроде бы обычные подростки так быстро проникаются преступной философией. Большую часть этой категории составляют юноши 16-25 лет. Все они являются жителями окраин и провинциальных городков, и, как правило, выходцами из неблагополучных и малообеспеченных семей. Если дома пьющие отец и мать, нехватка продуктов питания и одежды, постоянные скандалы и драки, ребенок рано или поздно оказывается на улице, среди таких же, как он, жертв семейного неблагополучия. Именно среди «своих» подросток находит понимание и поддержку, ведь у всех в группе похожие проблемы. Подчас в таких компаниях употребление алкоголя и наркотиков становится традиционным. Ничего плохого в этом подростки не видят, хотя у многих перед глазами пример родителей-алкоголиков.

Кроме всего прочего, современная жизнь манит такими благами, как мобильный телефон, красивая одежда, модный плеер или магнитола. Всего этого таким подросткам не могут дать родители и школа. И тогда возникает простая и древняя философия: «Если то, чего мы хотим, никто нам не дает, следует взять это самим, не спрашивая ничьего разрешения». И действительно берут: вечерами нападают на прохожих, на своих более благополучных сверстников, угоняют машины и разбирают их на запчасти.

Выхватывание сумочек у женщин - тоже распространенный прием у молодых преступников. Подростки выбирают жертву, которая не сможет их догнать. Главное - это эффект неожиданности: когда женщина не ждет ничего плохого, подросток резко сдергивает сумочку с плеча или вырывает из рук.

Не всегда угоняют машины, иногда просто воруют из них ценные вещи. Для этого существуют специальные приемы. Например, один подросток может подойти к автовладельцу и сообщить ему о мнимой поломке (номер отвалился или еще что-нибудь). Ничего не подозревающий хозяин машины выходит из нее и идет смотреть, что же произошло. В это время появляется второй участник представления, который до поры прятался поблизости. Чаще всего автовладельцы, пораженные неприятной новостью, забывают запереть машину, этим-то и пользуются несовершеннолетние преступники. Прятавшийся участник кражи не теряет даром времени: на то, чтобы вытащить из «тачки» барсетку и магнитолу, хватает обычно пары минут. Кстати, чаще всего незначительную поломку автомобилю подростки наносят специально, это помогает отвлечь на нужное время хозяина машины. Подростки при разработке «операции» проявляют настоящий артистизм, например тот из них, что должен указывать автовладельцу на поломку, выглядит очень опрятно (умыт, причесан, прилично одет, иногда даже в очках). Его задача - вызвать доверие гражданина, жертва ограбления ничего не должна заранее заподозрить.

Не стоит недооценивать изобретательность и хитрость юных преступников. Девушки-подростки тоже не отстают от юношей, по статистике каждый шестой несовершеннолетний преступник - девушка. На Западе эта печальная тенденция наметилась в 1980-х гг., в России положение стало усугубляться в конце 1990-х гг.

Преступление, совершенное в тихом подмосковном Троицке, потрясло его жителей. Почти в центре города был убит пожилой мужчина - выходец из Таджикистана. Следствие вышло на убийц с трудом, ими оказались хрупкие на вид девушки, младшим в группе было всего по 14 лет. Причиной убийства послужил национальный экстремизм. Зачинщицей преступления стала девушка по прозвищу Кошка, она была старше своих подруг (18 лет), к тому же была известна в тусовке скинхедов. Сын погибшего с трудом опознал тело отца: он был изуродован жестокими побоями, каблуками были нанесены проникающие ранения головы. Даже медики-эксперты были поражены видом следов беспрецедентной расправы. Девушки упорно отрицали свою вину, «расколоть» их было непросто. При этом учителя в школе отзывались о них как о хороших ученицах, а родители до конца не верили в виновность дочерей.

Феминизация молодежной преступности неудивительна, если учитывать тенденции и настроения в обществе в целом. Российское общество постепенно отказывается от традиционного образа русской женщины. В современном мире другие идеалы, достаточно посмотреть фильмы и сериалы, полистать журналы, чтобы убедится в этом. Современная девушка понимает: чтобы добиться в жизни всего, необходимо быть сильной, беспринципной, хитрой, умной и жесткой. Только такие качества обеспечат победу в жестокой борьбе за место под солнцем и помогут добиться поставленных целей.

Собственно говоря, современная молодежь воспитывается на иной идеологии, в отличие от их родителей. Поэтому конфликт поколений в семьях переходит подчас в настоящие войны. Например, девушка или юноша подрабатывает вечерами крупье в казино. В 80% случаев родители против подобной работы. Их возражения в основном строятся на том, что порядочные люди по казино не ходят, там собираются только воры и разбогатевшие преступники, и приходят они туда, чтобы сорить деньгами и напиваться. Естественно, у родителей возникает закономерный страх за своих чад: «Ничему хорошему в таких заведениях научиться нельзя, а вот набраться всевозможных пороков - это запросто», - говорят они. Однако что делать молодому человеку, если в дневное время приходится учиться, а зарплата родителей не позволяет никаких излишеств в семье. А в молодости хочется модно одеваться, ходить на вечеринки с друзьями, покупать диски и другие необходимые мелочи. Поэтому и приходится молодежи искать возможности подработать.

Ситуация может значительно осложниться, если молодой человек нашел дополнительный заработок, связанный с криминалом. Такую работу с удовольствием предлагают молодым всевозможные преступные сообщества. Например, в городе Санкт-Петербурге следствие вышло на крупную сеть по сбыту наркотиков. Распространители действовали по отработанной схеме, в качестве продавцов они использовали несовершеннолетних. Подростки торговали наркотиками не только на улицах и в подъездах, неплохо был налажен сбыт в школах, ПТУ и колледжах. Многие из юных наркоторговцев сами оказались зависимы от своего товара и поэтому работали за «дозу».

Однако не всем преступным структурам нужна молодежь, употребляющая наркотики и алкоголь. Криминальные авторитеты вербуют на роль телохранителей и боевиков молодых людей, занимающихся спортом и не имеющих вредных привычек.

Психологов не удивляет возросшая жестокость молодежи. Отчасти в этом виноваты внешние факторы, влияющие на восприятие подростками действительности и жизни вообще. По телевидению показывают фильмы, в которых много жестокости, крови, насилия. Компьютерные игры тоже не отличаются нравственной направленностью: герою обычно предлагается пройти несколько уровней, в процессе чего он должен стрелять, взрывать, убивать. И дети, и подростки с удовольствием играют в такие игры, где можно, например, стереть с лица земли целый город или просто сбить на машине пешеходов, чтобы не мешались. Естественно, после таких игр трудно заставить ребенка смотреть фильмы, затрагивающие темы морали и этики, ему это просто не интересно.

Причины, казалось бы, несущественные, порой приводят к настоящим сражениям между подростками. Так, прохожие наблюдали потасовку между школьницами, которая произошла по причине «косого взгляда», которым одна одарила другую. При этом сцепившихся девчонок не остановила грязь на тротуаре, присутствие парня одной из них и даже вмешательство посторонних людей. В результате обе драчуньи оказались в больнице с многочисленными ушибами, царапинами и сотрясением мозга.

Такие случаи - не редкость, и происходят они практически повсеместно. Достаточно часто потасовки заканчиваются трагически. Как показывает статистика, преступность среди несовершеннолетних не имеет тенденции к снижению. Колонии для малолетних преступников переполнены. По мнению специалистов, почти 60% заключенных, выйдя на свободу, через короткий промежуток времени снова совершают преступления. Многие к 30 годам уже имеют несколько «ходок».

Подросток, попадая в места лишения свободы, в первое время испытывает настоящий шок. Немногие из ребят готовы к экстремальным условиям жизни, которая ожидает их за решеткой. Испытания начинаются для подростка с первых же дней заключения - ему приходится терпеть психологические и физические нагрузки, испытывать лишения. Подчас тюрьма показывает, на что способен человек как личность, условия заключения проверяют адекватность его самооценки. Первые 2-6 месяцев осужденный смотрит на тюремную жизнь как на кошмарный фильм и не понимает, как можно к этим условиям привыкнуть. Психологи считают, если человек после 2-3 месяцев тюрьмы оказывается на свободе, этого урока ему хватает на всю жизнь, он сделает все возможное, чтобы избежать ужасов заключения. Но чем больше проходит времени, тем лучше человек начинает адаптироваться к новым условиям жизни.

Влиться в криминальную субкультуру сразу непросто. Осужденный первое время не знает «правил игры», не знает, кто находится рядом, как себя вести с ним, чего ожидать от сокамерников. Новичку приходится следовать правилам, принятым в этом своеобразном общежитии.

Потребность в самоутверждении среди подростков на зоне очень сильна, как впрочем, и конкурентные чувства. Но в силу возрастных особенностей они порой не чувствуют границ. Выбившийся в лидеры подросток, даже утвердившись в своем авторитете, часто продолжает притеснять и унижать остальных. Чаще это происходит в силу убеждений, что так должен вести себя лидер, но порой и по причине личностных особенностей человека.

Как уже говорилось выше, велика вероятность, что несовершеннолетний преступник, отсидев положенный срок, выйдя на свободу, снова встанет на путь криминала. Дело в том, что вышедшему на волю бывшему зэку трудно адаптироваться в нормальном обществе. В результате такая компания намеренно или ненамеренно снова нарушает закон. Побывавшие на зоне уже не боятся ее, так как знают законы и правила, поэтому и сдерживающих факторов у таких людей значительно меньше. Администрация колоний знает, что с большинством освобождающихся они прощаются лишь на время, они снова вернутся.

Выше мы рассмотрели, в чем заключаются неблагоприятные условия семейного и школьного воспитания, приводящие к деформации личности несовершеннолетнего. Семья и школа оказывают чаще всего так называемое косвенное десоциализирующее влияние, в результате которого дезадаптированные подростки перестают усваивать моральные ценности, культивируемые основными институтами социализации, и ориентируются, прежде всего, на нормы и ценности неформальных криминогенных групп. Таким образом, эти группы играют, в конечном счете, основную роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей, выступая в качестве их референтных групп и предпочитаемой среды общения. Отсюда не случайно, что большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. В частности, как отмечает К. Е. Игошев, "около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%), При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также преступления в виде общественно опасных действий. В целом же не будет преувеличением сказать: преступность несовершеннолетних - это групповое преступление" .

И далее этот же автор справедливо отмечает, что сами по себе факты формирования групп подростков и юношей - процесс закономерный. Действительно, известно, что для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников подростки склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых, родителей и учителей. Это повышенное стремление к общению объясняется возрастными закономерностями психического развития в подростковом возрасте, основным психологическим новообразованием которого является самосознание, формирующееся в общении, во взаимодействии с себе подобными.

Следовательно, опасность таит в себе не вообще Подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь тс, в которых происходит криминализация несовершеннолетних. Чтобы выяснить, что это за группы, необходимо более подробно остановиться на характеристике неформальных подростковых групп.

По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С, Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. При этом автор считает, что организованный школьный коллектив и стихийное общение подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склонна к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего, от родителей и школы, В таких группах возникает узкогрупповая мораль, которая в искаженном виде представляет "взрослые" нормы и ценности, столь желанные для подростков.

По характеру социальной направленности И. С. Полонский делит стихийные группы на три типа:

1) просоциальные или социально положительные;

2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;

3) антисоциальные - социально отрицательные группы, 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит, по мнению автора, к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединениям .

Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, задачи, программу действия. Это могут быть экологические, культурологические, общественно-политические, охранно-исторические и другие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников. Как отмечают отдельные исследователи, "питательной средой" для криминальных подростковых групп является отнюдь не самодеятельное движение неформальной молодежи, а промежуточные досуговые группы ("фанаты", "рокеры", "люберы", "металлисты", спортивные фанаты, "брейкеры", "фуфаечники" и т.д.), которые формируются на основе общности своих эстетических вкусов, приверженности к отдельным музыкальным течениям, музыкальным, спортивным кумирам, новомодным танцам, экстравагантной моде и т.д. Причиной, порождающей такие замкнутые групповые объединения, нередко служит чрезмерная регламентация, бюрократизация школы, учреждений культуры, искусства, отсутствие подростково-юношеских досуговых центров и объединений по интересам, "запретительское" отношение к молодежной моде, перестраховка. Отсюда лучшим воспитательно-профилактическим средством, предупреждающим перерастание подобных "вкусовых", досуговых объединений в асоциальные и антиобщественные группы, является "легализация" увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий, возможности для реализации своих вкусов и интересов в подростково-юношеских клубах, центрах, где ребята могут чувствовать себя достаточно автономно и независимо.

Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, сленг. Такие объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей групповой, часто весьма экстравагантной субкультуры. Это, прежде всего, хиппи, панки и хайлайфисты. Если для хиппи характерна полная свобода, включая свободу сексуальных отношений, построенная на равноправии и терпимости, отказе от всякой заорганизованности и регламентации, то у панков отношения в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет место внутренняя иерархия, ритуал "опущения", циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собственной жизни.

Хайлайфисты, пропагандирующие "красивую жизнь", изысканные манеры, роскошный образ жизни, устроенный быт, связи, карьерные устремления, также противопоставляют свою групповую субкультуру окружающим их людям, которых они относят ко второму сорту, стремясь всячески ограничить свои контакты с "серостью", "быдлом".

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять специальные профилактические меры.

Однако следует отметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп" не включенных в систему более широких общественных отношений, создает предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности, "трансформации", перерастания просоциальных, досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы. Таким образом, создание широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, самостоятельное участие членов молодежных группировок в организации своего досуга, спортивного, художественного, музыкального и другого творчества можно отнести к мерам общей профилактики, предупреждающим возможную криминализацию неформальных групп.

Особо стоит остановиться на характеристике асоциальных групп, в которых непосредственно происходит криминализация.

Прежде всего, в этих группах собираются в основном "трудные", находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки. В лидеры в этих группах выдвигаются подростки с узко эгоистической направленностью. Таким образом, в асоциальных группах за счет их изолированности от взрослых и классных коллективов, собственных узкогрупповых ценностей и подчинения лидеру с эгоистической направленностью возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних.

Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными группами. Так, А. И. Долгова считает, что "криминогенные группы - это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступников. Они, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже - с правовыми. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях.

В свою очередь, преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встречаются достаточно редко.

Неформальные подростковые группы не являются некими статичными, неменяющимися социально-психологическими образованиями.

Им свойственна своя групповая динамика" присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы. И. П. Башкатов предлагает, исходя из характера совместной деятельности, которая, как известно, определяет, опосредует отношения в группе, выделять три уровня развития криминогенных групп.

1. Предкриминальные или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность. Это стихийные, самовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения и др. Члены группы в полном составе правонарушения не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности и сплоченности, хотя отдельные правонарушения уже могут быть совершены. Основной деятельностью таких групп является общение, в основе которого - бессодержательное времяпрепровождение.

2. Неустойчивые или криминогенные группы характеризуются преступной направленностью групповых ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, стяжательство, стремление к легкой жизни становятся в этих группах нормой. От незначительных, уголовно ненаказуемых правонарушений члены групп переходят к более общественно опасным действиям. Однако заранее подготовленной и организованной преступной деятельности в этих группах пока нет, но уже наблюдается склонность к совершению преступлений отдельными ее членами. По терминологии А. Р. Ратинова, эти группы ближе всего стоят к "компаниям правонарушителей,.

3. Устойчивые криминальные или преступные группы . Это устойчивые объединения подростков, сформировавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Чаще всего это кражи, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления и др. В них наблюдается уже четкая организационная структура. Выделяется "руководящий центр" - лидер, "предпочитаемые", исполнители. В группах имеется система неписаных законов" норм и ценностей, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих "законов" ведет к распаду группы, поэтому нарушители "конвенции" преследуются и караются. В группах царит жесткая зависимость членов друг от друга, основу которой составляет круговая порука. Поэтому количественный состав таких групп более или менее постоянный. План преступлений заранее разрабатывается и утверждается, распределяются роли, намечаются сроки проведения "преступных" операций. Часто члены группы бывают вооружены холодным оружием. Все это делает подобные группы наиболее опасными, А. Р. Ратинов относит такие объединения к "шайкам", а вооруженные - к "бандам", хотя в планах их организации и деятельности больших различий нет. Как уже отмечалось, среди подростков такие устойчивые преступные группы встречаются у нас реже, но все же практика расследования преступлений регистрирует подобные формирования.

Таким образом, как свидетельствуют различные исследования, стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы, во-первых, существенно различаются по степени своей криминализации, по степени вовлеченности в преступную деятельность, что нельзя не учитывать в профилактической и предупредительной деятельности. И, во-вторых, весьма динамичны по своей внутренней структуре, имеют собственные, присущие им закономерности развития и криминализации, знание и понимание которых необходимы для успешной профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

Прежде всего, в преступных группах несовершеннолетних обращает на себя внимание тот факт, что чаще всего они создавались не для преступной деятельности, а случайно, для совместного времяпрепровождения. Так, поданным украинских исследователей, 52% корыстных и 63% агрессивных преступлений были совершены группами, которые организовывались не для преступной деятельности. Но даже и специально организованные группы большинство преступлений совершали без предварительной подготовки.

Такая неорганизованность, ситуативность в совершении преступлений, которая характеризует значительную часть криминогенных подростковых групп, заставляет внимательно разобраться в тех социально-психологических механизмах, которые как бы стихийно приводят их к преступной деятельности.

Для этого, прежде всего, следует более подробно рассмотреть основные характеристики этих групп, их состав, кто в них входит, каковы их нормы и другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление, и протекают лидерские процессы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ

криминальная субкультура молодежь

В последнее время все более остро встает проблема детско-юношеской преступности. В современном обществе наблюдается тенденция деформации нравственных и социальных норм общества, культивирование асоциальных установок и стереотипов в молодежной среде, формирование особой девиантной и криминальной субкультуры молодежного общества.

Субкультура -- свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Криминальная субкультура молодежи -- это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. Она является основным механизмом криминализации молодежной среды и от обычной подростково-юношеской субкультуры отличается асоциальным и криминальным содержанием; ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей; закрытостью от педагогов и взрослых; наличием строгой криминальной морали и санкций; упорядоченностью и систематизацией статусно-ролевого поведения ее участников.

Места функционирования (подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения и места) на жаргоне молодежи называются«тусовками».Тусовка -- это времяпрепровождение, представляющее собой общение с друзьями, обмен информацией, совместные выпивки, антиобщественное поведение.

В основе возникновения и развития криминальной субкультуры лежит комплекс многоуровневых причин и условий:

Дегуманизация в межличностных и межгрупповых отношениях, нарушение принципов демократии, социальной справедливости, крушение социальных идеалов молодежи;

Появление новых видов преступлений вследствие экономических неурядиц и наличия теневой экономики;

Отсутствие ясной и общепринятой идеологии в обществе, засилье криминальных философии и стереотипов, тиражируемых в СМИ и неформальных объединениях молодежи, дезориентация молодежи относительно моральных ценностей;

Нарастание алкоголизации населения, распространение традиций алкогольных застолий со своими атрибутами;

Отсутствие достаточных возможностей, способностей, а в ряде случаев -- стремления официальных властей, в том числе и командования воинских частей, противостоять негативному влиянию на молодежь асоциальных элементов, формализм в воспитательной работе, правовая, психолого-педагогическая некомпетентность должностных лиц;

Исключительно высокая мобильность преступных сообществ в использовании нормативно-правовых «брешей» и нерасторопности властей, должностных лиц в применении мер по борьбе с преступностью;

Наличие многочисленных неформальных объединений молодежи, характеризующихся размытостью моральных норм, правовым нигилизмом.

На образование криминальной субкультуры оказывают воздействие два механизма:

Механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от враждебных молодежных группировок и администрации закрытого учреждения (на свободе -- от правоохранительных органов);

Механизм взаимной агрессии членов сообществ, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

К эмпирическим признакам наличия криминальной субкультуры в среде подростков и молодежи в данных организациях относятся:

Наличие враждующих группировок;

Жесткая групповая стратификация;

Появление меченых столов, посуды, одежды и других предметов;

Наличие неофициальной системы «мелких» исключений для «верхов»;

Психологическая изоляция «отверженных»;

Наличие кличек у членов групп;

Распространенность азартных игр в группах, уголовного жаргона;

Факты вымогательства денег, пищи, личных вещей;

- «прописка» новичков, распространенность тюремных клятв;

Отказ, уклонение от определенного вида хозяйственных работ,

Участия в работе актива и общественных организаций и пр.

Как и человеческая культура в целом, криминальная субкультура молодежи имеет свою структуру. Она включает не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе криминальной деятельности (знания и умения, профессионально-преступные навыки и привычки, уровень интеллектуального развития правонарушителей, эстетические потребности, формы общения, способы управления преступными сообществами и пр.).

Главным условием формирования асоциального сознания и поведения молодежи, условием запуска механизмов отрицания ответственности за совершенные действия и самооправдания является наличие криминальной идеологии.Криминальная идеология -- это та система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании несовершеннолетних и молодых преступников, та их «философия», которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение преступлений, снимает психологические и нравственные барьеры, которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление.

Элементы криминальной субкультуры классифицируют следующим образом.

1. Поведенческие атрибуты -- «законы», правила и традиции «другой жизни», клятвы и проклятия. Они выступают в качестве регуляторов поведения подростков и молодежи. Нормы и правила делятся: по способу регулирования -- на запрещающие и обязывающие; по степени общности -- распространяемые на всех, на конкретные иерархические группы; по направленности -- для регулирования отношений с представителями властей, с чужими, межгрупповых и внутри групповых отношений; по функциям -- для обеспечения сохранности и целостности группы, успешности преступной деятельности, досуговой деятельности, комплектования «общака», группы, соблюдения правил санитарии и пр.

2. Коммуникативные атрибуты -- татуировки, знаки, клички, уголовный жаргон, выступающие как средство общения, межличностного и межгруппового взаимодействия.

3. Экономические атрибуты -- «общий котел» и принципы материальной взаимопомощи, являющиеся материальной базой криминальных групп, их сплочения и криминализации.

4. Сексуально-эротические ценности -- особое отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция, порнография, эротика, гомосексуализм.

5. Особое отношение к своему здоровью -- от симуляции болезней, самоповреждений как способов достижения определенных выгод до занятий спортом, накачкой мышц, строгого соблюдения режима жизни и питания.

6. Стратификационно-стигмативные элементы, позволяющие «верхам» разделить членов сообществ на иерархические группы в соответствии с занимаемым ими положением, «пометить» каждого из них. К этим элементам можно отнести «прописку» как способ стратификации несовершеннолетних и молодежи, клички, татуировки, привилегии для определенных лиц.

Традиционная схема стратификации членов криминального сообщества молодежи включает: «верхи» (авторитетные подростка и юноши, которые «держат власть» на определенной территории и имеют непосредственную связь с «крестными отцами» либо с их приближенными из числа взрослых и выполняют их указания); «средний слой» («нормально живущие», «пацаны»); «низы» (униженные и эксплуатируемые подростки: «чужаки», случайно оказавшиеся на территории, контролируемой группой, или «свои» - нечисто прошедшие прописку).

Стратификация молодежи обладает следующими свойствами:

Жесткое деление на «своих» и «чужих», однозначное определение статусов и ролей, прав и обязанностей;

Социальное клеймение, использование благозвучных терминов типа «хозяин», «директор», «барин», «авторитет» для обозначения принадлежности к высшим иерархическим группам и оскорбительных терминов («шавка», «крыса», «стукач» и т.п.) для обозначения принадлежности человека к низшим группам;

Автономность существования каждой касты, снижение статуса за контакты с представителями «низов»;

Затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз;

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами»;

Наличие у «верхов» определенных привилегий, табу, условных знаков, ценностей.

Факторами, определяющими статус подростка и молодого человека в криминальной структуре, являются: возраст; стаж криминальной деятельности; «бывалость», т.е. жизненный и преступный опыт; наличие влиятельных покровителей; поведение во время задержания в правоохранительных органах; национальная принадлежность; отношение к официальным активистам; наличие у человека личностных качеств, особо ценимых в данной криминальной группе (организаторские способности, жестокость, находчивость, цинизм, физическая сила и пр.).

Основные социально-психологические меры профилактики криминальной субкультуры:

Создание надежной психологической защиты для каждого подростка и молодого человека, включение его в общественно одобряемые виды деятельности, повышение его правовой и психологической компетентности;

Формирование во всех учебных и воспитательных заведениях социально ценных традиций, гуманизация межличностных отношений между командованием и подчиненными, администрацией и подростково-юношеским контингентом;

Показ негативных последствий участия молодого человека в криминогенной группе, развенчание криминальных авторитетов, создание барьеров для свободного переноса традиций и норм уголовного мира в подростково-юношескую среду и др.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретико-методологические основания анализа субкультурных явлений российской молодежи, концептуальные основы субкультуры. Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений. Японская культура в российском пространстве.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Изучение психологии представителей криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел; ее роль в системе детерминации преступности. Проявление криминальной субкультуры и ее атрибутов среди членов преступной группировки и в местах лишения свободы.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Структура криминальной субкультуры и ее функции. Организованная преступность – основная угроза благополучию общества. Типология криминальной агрессии. Татуировки в системе ценностей асоциальной субкультуры. Аддитивный тип девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Исследование и интерпретация понятия "образ мира" в психологии. Сравнительный анализ психологических особенностей образа мира у молодежи и людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности, личностным характеристикам, функциональным механизмам.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних. Закономерности динамики ее роста и условий совершения нарушений. Криминальные группы и склонности.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Характеристика современной молодежи как социально-психологической категории. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы студентов. Изучение нравственного сознания, психологических механизмов формирования ценностных ориентаций работающей молодежи.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2015

    Причины распространенности девиантного поведения в среде молодежи, его особенности. Анализ системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: недостатки и просчеты. Система психолого-педагогических мероприятий среди подростков группы риска.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2012

    Место и роль рекламы в формировании морально-нравственных ценностей современной молодежи. Проведение экспериментального исследования на заводе для определения отношения социальной группы к рекламе. Психологические методы и механизмы рекламирования.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2014

    Основные понятия в системе профессиональной ориентации молодежи как одной из проблем современной ювенальной политики, ее методы и инструменты. Деятельность межшкольного учебного комбината №4 по профессиональной ориентации молодежи, ее анализ и оценка.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Материнство как культурно-историческое явление и особый психологический феномен. Психологическая готовность к материнству и ее составляющие. Программа исследования "Отношение молодежи к материнству". Повышение уровня готовности молодежи к родительству.

Конспект урока.

Тема урока: «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

Название курса: Обществознание.

Название учебника: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: лабораторное занятие.

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

1. Образовательные.

Дети должны знать:

Понятия: группа, асоциальные и антисоциальные молодежные группы, неформальные группы, криминогенные группы, конформность, субкультура, антисоциальная субкультура, антисоциальные нормы, «дедовщина»;

Отличия неформальной группы от ученической;

Типы неформальных молодежных групп;

Проявления антисоциальной субкультуры;

Феномен круговой поруки;

Особенности «дедовщины»;

Специфику криминальных групп.

2. Развивающие.

Дети должны уметь:

1- работать с фактами;

2- работать с документами;

3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;

4- применять знания и умения в социальной среде.

3. Воспитательные.

Дети должны понимать ценность:

1- чувства патриотизма;

2- требовательного отношения к себе;

3- уважительного отношения к одноклассникам;

4- интереса к предмету «Обществознание»;

5- добросовестного отношения к труду.

Внутрикурсовые связи: Обществознание. Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. § 7. Человек в группе

Обществознание. Учебник для 8 класса.
Боголюбов Л.Н. и др. § 26 Отклоняющееся поведение.

Межкурсовые связи: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. § 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Средства обучения: учебник «Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень», ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока.

Этапы, УВЗ, УВМ, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный. 2-3 мин. Психологическая задача: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению.

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания.

1. Приветствие.

2. Подготовка к уроку.

2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин.

1. Познакомить с темой нового материала;

2. сформулировать цели предстоящей работы.

Учитель объявляет тему урока.

Учитель вместе с учениками ставит цель урока.

1.Неформальные молодежные группы.

3.Антисоциальная субкультура.

4. Криминальные группы.

Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока

3.Этап усвоения новых знаний. 25 мин.

1. Дать обучающимся конкретные представления по теме;

2. добиться восприятия нового материала;

3. сформулировать нравственное отношение по теме.

1. Неформальные молодежные группы.

Учитель: «Ребята, давайте вспомним понятие «группа» и для чего мы объединяемся в них?

А знаете ли вы, что такое неформальные группы? Давайте прочитаем пункт в учебнике и попробуем сформулировать понятие. Какие три типа социальной направленности неформальных групп выделяют?

2.Криминализация в асоциальных группах.

Учитель: «Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопрос: Какие существуют пути криминализации подростковых и молодежных групп? Сформулируйте определение криминогенной группы. Что такое конформное поведение? Прочитайте выражение Аристотеля. Как вы думаете, что он хотел до нас донести?»

3.Антисоциальная субкультура.

Учитель: «Давайте подумаем, а что такое антисоциальная субкультура? В чем она может проявляться? При изучении истории 19 века, а именно параграф отмены крепостного права, мы встречались с термином круговой поруки. Как вы думаете, а существует ли она в группах? И так же ли она проявляется? Все мы неоднократно слышали слово «дедовщина». А что это такое?

4. Криминальные группы.

Учитель: «Как вы думаете, а что такое криминальные группы? Чем они характеризуются? Давайте вспомним определение преступление. Прочитайте фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.»

УВМ1. Группа - объединение людей, имеющих общие признаки, основанная на их участии в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.

Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение и т.д. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

УВМ2. Влияние опытных преступников и без непосредственного влияния опытных преступников. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Конформное поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Аристотель хотел сказать, что друзьями могут стать только те, у кого есть общие интересы, взгляды.

Под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации.
Да, существует. Она предполагает взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам.

УВМ4. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Преступление- это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке.

Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности.

Кража, унизительное поручение, эксцессы и правонарушения, незаконные действия. Криминальная группа.

4. Этап закрепления. 7-10 мин.

УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения.

1. Карточки с заданиями по вариантам (Приложение 1).

2. Написать синквейн.

УВМ1. Вариант 1. 1 т.з. : все зависит от вида деятельности, ради которого подростки объединяются. Возможно, переориентация может быть.

2 т.з.: в основном к асоциальной активности принуждают психологически. Отсюда можно с уверенностью сказать, что общество может повлиять на мнение подростка, необходимо только найти нужный подход.

Вариант 2. 1.Чем дольше существует группа, тем более корыстные преступления совершаются; часть преступлений совершается несовершеннолетними; чаще всего совершаются грабеж, разбойное нападение, кражи, хулиганство. 2.Преступления несовершеннолетних носят сложный характер. В основном совершаются преступления средней тяжести.

1. группа
2. формальная и неформальная
3. объединяет, заставляет, принуждает
4. объединение людей, имеющих общие признаки
5. сообщество

5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин.

УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании.

1 часть: §38.

2 часть: ответить на вопросы из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте»: 1 вариант – 1,2, 2 вариант – 3,5.

3 часть*: В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.

Внимательно слушать учителя.

Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю.

Приложение 1.

Вариант 1.

В литературе высказывается мнение о том, что усиление познавательного интереса, вовлечение подростков в разные виды деятельности может препятствовать установлению привычек асоциального поведения и далее переориентации асоциальных групп, не успевших перерасти в криминаль­ные группы. Однако есть исследователи, которые это мне­ние не разделяют. Они считают склонность к асоциальной активности проявлением индивидуальных свойств отдель­ных людей, на которые общество не может повлиять. Оце­ните эти две точки зрения: какая из них соответствует гу­манистическому подходу к человеку и его возможностям? Свое мнение обоснуйте.

Вариант 2.

Большая часть преступлений совершается несовершен­нолетними именно в группах. Чаще всего группой соверша­ются такие преступления, как грабежи, разбойные нападе­ния, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также пре­ступления в виде общественно опасных действий. Сделайте все возможные выводы из этих данных. Охарактеризуйте на их основе преступность несовершеннолетних.

Трансформация всех сторон социально-экономической и политической жизни России в начале 90-х годов прошлого столетия кроме позитивных (свобода, демократия, рыночные отношения) имела и негативные последствия. Важнейший из них – интенсивный рост криминальных форм поведения, в том числе групповых преступлений.

Рост количества преступлений сопровождается активным проникновением, распространением и внедрением криминальной субкультуры, криминального образа жизни, криминальных ценностей в социальную структуру общества. Большая часть криминальной деятельности преступных групп остается нераскрытой, что характерно как для нашего общества, так и для других стран . Криминализация российского социума в настоящее время является наиболее значимой и актуальной его проблемой .

Имеющиеся на настоящий момент в отечественной криминологии и криминальной психологии классификации криминальных групп, как правило, структурированы по параметрам уровня криминализации и организованности. В соответствии с указанными параметрами выделяют следующие типы криминальных сообществ: предкриминальные группы, простые преступные группы, организованные преступные группы, преступные организации .

Кроме того, в научной литературе имеется классификация криминальных групп по параметрам направленности и масштаба деятельности: общеуголовные криминальные группы – организованные криминальные группы (преступные организации).

Совершение группой преступления означает ориентацию её на криминальные ценности и криминальную субкультуру. Однако современная субкультура представляет собой многомерное явление, распадаясь на её различные подвиды. В одном это может быть традиционная криминальная субкультура, базирующаяся на нормы тюремной культуры, в другом случае речь идет о сочетании криминальных ценностей с ценностями индивидуалистическими, культурой конкуренции.

Общеуголовные криминальные группы характеризуются совершением уличных и бытовых преступлений, таких как кражи, мошенничества, грабежи, разбои. Вектор действия общеуголовных криминальных групп – против социума. Они действуют нелегитимно, тайно, скрытно. Члены таких групп характеризуются асоциальностью, допустимостью использования насилия, приверженностью криминальным ценностям и нормам, рассмотрению образа преступника как привлекательного для себя, ориентацией на краткосрочный выигрыш, краткосрочные удовольствия (развлечения, выпивка).

Совершаемые такими группами преступные действия подвержены сокрытию, маскировке и уничтожению следов преступления. Традиционные общеуголовные криминальные группы, как правило, ориентируются на ценности гедонистической уличной культуры и не имеют коррумпированных связей.

Субкультура организованных преступных групп внутренне ориентирована на нормы криминального мира и криминальной субкультуры, в том числе ориентация на получение сверхприбылей любыми средствами, цинизм, аморальность. Дополнительным стимулом является ориентация на культуру конкуренции, достижение материального успеха любой ценой.

Преступники, входящие в преступные организации, представляют собой новый тип личности преступника. Многие из них имеют высокий уровень образования, эрудированны, поведение социализировано, они презентабельно выглядят. Для них характерно высокое стремление к богатству и благосостоянию.

Организованные преступные группы стремятся легализовать свою деятельность путем создания официальных фирм и компаний.

Интенсивные изменения, наблюдающиеся в жизни современного общества, активно используются как представителями общеуголовных преступных групп, так и представителями организованной преступности.

Это использование касается приспособления социальных условий, явлений и обстоятельств (просчеты планирования, недоработки законодательства, «слабые места» функционирования социальной системы, неудовлетворенные потребности и ожидания людей, востребованность социальных практик) в собственных целях. Особенно эта тенденция характерна для организованной преступности. Она не только использует просчеты в социальном функционировании, но и намеренно создает условия для расширения сфер криминальной самоактуализации преступной группы.

Таким образом, как следует из приведенного выше анализа, для современных преступных групп характерны: тайный либо открытый режимы функционирования, включенность либо отсутствие в группе властных структур, выполняющих функцию защиты и лоббирования интересов преступной организации.

Материал исследования получен на основании качественного анализа данных судебно-психологических экспертиз с использованием: метода анализа документальных источников (материалы уголовного дела); метода беседы с членами преступной группы; метода тестирования членов преступной группы; метода наблюдения. Исходя из анализа полученных материалов, представляется возможным построить классификацию современных криминальных групп, структурирующими признаками которых являются:

а) режим функционирования (тайный – открытый);

б) фактор силовой и административной поддержки (наличие – отсутствие).

На основе этих признаков можно выделить параметры: «легитимность – отсутствие легитимности», «наличие коррумпированных связей – отсутствие коррумпированных связей». Наглядно такую классификацию можно представить следующим образом.

Рис.1. Классификация криминальных групп

Тогда в квадранте I представлена открыто действующая преступная организация: легитимная, легальная по форме (коммерческая фирма либо организация) и криминальная по содержанию (цель – преступное обогащение). Руководят ею криминальные авторитеты. Группа действует «под прикрытием», ее интересы, как правило, активно лоббируются «сверху». При этом ее деятельность эффективна: коррумпированные чиновники и высокопоставленные силовики оказывают ей всемерную помощь, поддержку и защиту. Как правило, группы создаются с целью имитации занятий коммерческой деятельностью (псевдопредпринимательство).

В квадранте II – преступная организация, руководят которой «белые воротнички», находящиеся «в тени». Рядовые члены такой криминальной организации, как правило, не знают своих лидеров, занимающих высокие должности во властных структурах, определяющих и направляющих деятельность этой преступной организации. Группа сохраняет конспирацию, следит за утечкой информации, жестоко наказывает провинившихся членов. Как правило, группа занимается незаконной деятельностью, приносящей высокий преступный доход (торговля наркотиками, оружием, игорный бизнес и др.).

Квадрант III – здесь представлена традиционная общеуголовная преступная группа, действующая тайно, совершающая периодически криминальные акции в виде отдельных преступных действий (грабежи, разбои, убийства, кражи).

Для таких групп характерно распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Члены группы хранят групповые тайны, скрывают ее существование от окружающих. В качестве средства общения используются: криминальный жаргон, клички, татуировки. Доминирует асоциальная внешне примитивная субкультура, которая является основным криминализирующим механизмом существования таких групп. Стандарты поведения ее членов противоречат принятым в цивилизованном обществе (наличие кличек, жаргона, проявления жестокости по отношению к слабым, цинизм).

Квадрант IV описывает общеуголовную преступную группу, открыто демонстрирующую криминальные действия – «на свой страх и риск» (хитроумные мошеннические действия, рассчитанные на обман доверчивых граждан, нерасторопность правоохранительных органов). Такие группы действуют оперативно, нестандартно, дерзко, рассчитывая на удачу и преступный профессионализм.

Все описанные криминальные группы включают в состав своей культуры криминальную асоциальную субкультуру. При этом каждая их них имеет свою специфическую субкультуру и организационную культуру.

Так, к примеру, субкультура легитимной криминальной группы, имеющей коррупционные связи, характеризуется активным привлечением познаний из области как практической, так и научной психологии: включением просоциальной символики, высоких стандартов этикета (в том числе доступное для наблюдения поведение, речевой этикет, требования к внешнему оформлению офиса, дресс-коду сотрудников и др.)

В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). Внешняя презентация рассчитана на внешнего наблюдателя – потенциальных клиентов и заказчиков. Однако внутреннее содержание организационной культуры и субкультуры – асоциальность и антисоциальность. Цель группы – преступна.

Постепенно, но достаточно быстро (в течение недель и месяцев) происходит внутренняя интеграция членов группы: они знают, как им поступать и как взаимодействовать друг с другом. Формируется своеобразное чувство организационной идентичности. Такие группы отличаются высокой адаптивностью в социальной и культурной среде. Внутреннее принятие их субкультуры и организационной культуры имеет следствием изменение личности включаемых в эту организацию сотрудников через постепенную внутреннюю интеграцию к идентификации с криминальной группой.

Такие группы используют последние достижения в области организационной психологии, способствующие успеху криминальной группы.

Некоторые рекрутированные криминальной группой в свой состав сотрудники показывают высокую вовлеченность в ее деятельность, что является результатом действия на их личность эффективной организационной культуры (стремление к цели; высокая результативность; материальная и моральная поддержка отличившихся и др.).

Распространенность в нашем обществе криминальных групп такого вида указывает на эффективность такого рода образований. Причина: недостаточная оперативная работа правоохранительных органов, их коррумпированность, невысокая активность граждан в плане разоблачения таких образований (пассивность правосознания).

Криминальные группы, не имеющие коррумпированных связей (III и IV) – это простые и сложные криминальные группы, совершающие корыстные либо корыстно-насильственные преступления. Особенности их субкультуры: в них культивируются криминальные идеи, убеждения и взгляды. Преступники, входящие в подобные группы, характеризуются нравственным и правовым нигилизмом, что облегчает им возможность совершения преступлений. Ценятся такие качества, как моральная и физическая сила, готовность к риску, маскулинность, эмоциональная устойчивость. Члены групп имеют ограниченный доступ к легитимным способам достижения социальной успешности и материального благополучия.

Таким образом, сходство описанных типов криминальных групп – приятие криминальных ценностей (допустимость нарушения закона, приемлемость обмана, мошенничества, манипуляций, пренебрежение интересами других). Отличия связаны с особенностями содержания криминальной субкультуры и ее конкретным наполнением.

Загрузка...