1001-market.ru

Леонид береславский воспитываем каждую минуту. Успешный человек мыслит нестандартно. В поисках собственной методики

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем смог самостоятельно принимать решения, думать нестандартно, а самое главное — продумывать ситуацию на несколько ходов вперед, то дошкольное образование по методике профессора Леонида Яковлевича Береславского предназначено именно для вашего маленького чуда.

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича сподвигло рождение второго сына. Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

По методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского. Описание

В школе «Открытие», по словам Леонида Яковлевича, отличают:

  • Активное развитие математических способностей, которые в будущем позволят ребенку, подростку успешнее, легче осваивать точные науки: геометрию, химию, физику, биологию, программирование, а также овладевать многими сферами деятельности.
  • Формирование мотивации на интеллектуальную деятельность.
  • Воспитание самостоятельности, уверенности.
  • Развитие творческих способностей.

Обучать детей стоит с самого раннего возраста, иначе потом драгоценное время будет упущено — методика Л.Я.Береславского опережающая. Если в детском саду с перспективой на начальную школу изучают около 15 дисциплин, включащих в себя навыки счета и письма, то в школе Береславского их намного больше. Самые простые задания даются с перспективой на будущее. Геометрические фигурки вводятся уже начиная с 1,5 лет, правда в виде разноцветных кружков и овалов.

Яркий пример: ребенок на занятии получает кубики из металлической проволоки, в их узлах — цветные шарики. Для ребенка это просто кубик. Однако, когда на уроке химии в средней школе ему расскажут про ионы, в памяти всплывет образ этой незатейливой игрушки.

На первом же задании ребенок получает электронный тренажер — мини-компьютер.

На поверхности деревянной коробочки изображены животные и предметы. Если пальцем попасть в кружок рядом с рисунком, то загорится красный огонек. Малыша просят найти знакомые ему предметы и ребенок увлекается игрой. Дошкольникам постарше предлагаются задачки посерьезнее: провести зайчика через лабиринт, найти соответствия между предметами.

Обучение в школе продолжается вплоть до 6-7 лет. Методика Береславского не предназначена для детских садов, так как во главу угла ставится успешность ребенка. Важно дать малышу понять, что он успешен, что у него получается. В условиях обычного детского сада, когда в группе количество детей может достигать 35 человек, это попросту невозможно.

Если зайти во время занятий в класс, то можно увидеть как за партами сидят несколько детей и … играют! Правда, играют по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который детей и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, дети получают домашние задания. Задания, вроде бы и обычные — например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов, и составить целый рассказ. Не домашние задания, а игра, одним словом.

Каждый раз на занятии по методике профессора Береславского ребенок решает задачу, с которой может столкнуться в реальной жизни. Например, на листе бумаги изображен рисунок с несколькими дорогами. На самой короткой стоит подъемный кран, на срдней — корова щиплет травку, на длинной — никого нет. Ребенок должен выбрать путь, по которому пойдет, и обосновать ответ. Самое интересное, что единственно правильного решения нет. Ребенок сам предлагает решение и оно в любом случае будет правильным.

В шахматном царстве Береславского

Одна из особенностей школы — обучение шахматам с раннего возраста. Обучение проходит в игровой форме.

Например, шахматами здесь не делают ходы, шахматы ходят друг к другу в гости. Правда, каждая фигура может ходить в гости только в определенном направлении, согласно законам шахматного царства: слон — наискосок, а ладья — по прямой. Для каждой фигурки придумано свое одностишье: «Головой качает слон», «Все могут короли».

Обучение шахматам включает в себя стандартные задачи на внимание. Посвящение в шахматное царство начинается с того, что на доске расставляются фигуры, не более трех. Преподаватель просит ребенка запомнить расположение фигур. Затем фигурки убираются со словами: «Ой, все фигурки убежали и заблудились. Помоги им найти свой дом». Ребенок должен вспомнить, как были расставлены фигурки и вернуть их на место.

Интервью с Леонидом Береславским, автором методики

— Леонид Яковлевич, Ваша методика существует более 15 лет, а шахматная школа была открыта в середине восьмидесятых. Продолжаете ли вы общаться со своими воспитанниками? Добились ли они высоких результатов в обучении в дальнейшем?

— Такой статистики нет. Среди наших воспитанников есть чемпионы России, Москвы, Израиля по шахматам, шахматисты–разрядники, ученики физико–математических, математических и других спецшкол, но главное – дети с интересом учатся. В нашу школу приходят их братья, сестры, дети наших детей, приходят по «сарафанному» радио, что позволяет нам выживать и совершенствоваться.

— В вашей школе есть также отделение заочного обучение. Как оно происходит?

Леонид Яковлевич Береславский: — Для родителей, которые интересуются новыми методиками, авторскими находками, мы проводим консультации по интернету. На основе наших упражнений показываем, что раннее развитие — это прежде всего своевременное развитие фундаментальных психических функций: концентрации и устойчивости внимания, восприятия, зрительно–моторной координации, пространственных представлений, простейших логических операций.

Детей с 3,5 лет обучаем заочно шахматам на основе специально разработанных заданий и авторской книги «1000 вопросов шахматиста».

— Какие книжки для занятий с детьми раннего возраста Вы бы могли посоветовать?

Леонид Яковлевич Береславский: — Много наших заданий с рекомендациями для детей разного возраста напечатаны в книгах: «Интеллектуальная мастерская», «Азбука логики», «Развиваем память», «Развиваем логику», «Первые геометрические фигуры», «Современные игровые методики развития интеллекта», «Задачки на внимание», «Логика в стране азбуки» и других.

— Как проводится контроль за процессом обучения?

Леонид Яковлевич Береславский: — Оценку эффективности занятий по приобретенным навыкам и поведенческим реакциям осуществляют родители, педагоги и автор. Педагог после каждого занятия беседует с родителями. Диагностику ребенка, скорее пробное занятие, проводит педагог. Он оценивает ребенка с точки зрения его адаптации в группу. Оцениваются поведенческие реакции и уровень развития.

Подробнее на сайте www.bereslavsky.ru

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского: рекомендации родителям особых детишек

Вопросы можно оставлять в комментариях.

Профессор Леонид Яковлевич Береславский является создателем и директором школы «Открытие». Главная задача школы - научить ребенка мыслить творчески, а также принимать нестандартные решения. тренируют память, группируют предметы по признакам, формируют пространственное представление через восприятие графических образов, развивают логику, учатся думать. На развитие этих навыков направлено 250 различных игр и 3000 всевозможных заданий. Во время обучения детям комфортно и весело.

Суть методики Береславского

Цель методики Береславского - опережающее обучение. Он считает, что в раннем детстве у ребенка развиваются определенные функции мозга, определенные окошки. И если эти окошки не развивать, то со временем они закроются. Профессор Шеповальников назвал эти участки мозга зонами ожидания, которые атрофируются, если не включаются в работу.

Уже доказано, что способности, которые ребенок получил в раннем возрасте, развиваются в геометрической прогрессии. То, что легко усваивается в 3 года, в 12 лет познается с трудом. Отсюда - нежелание детей учится. Школа Береславского поддерживает и развивает заложенные у каждого ребенка способности. В частности - самостоятельно мыслить и творчески относиться к любимому делу.

Опережающий подход к обучению

Методика профессора Береславского строится на опережающем подходе к обучению. Береславский открыл и систематизировал 8 логических операций. Простые операции развиваются в возрасте с 3-х до 4-х лет, сложные - в 5-6 лет. Таким образом, в три года ребенок решает задачки на внимание, в три с половиной года он уже может решить задачки на классификацию, а четыре года он в состоянии решить задачки на упорядоченность действий. Задачки доступны и понятны детям, и поэтому, решая их, они получают истинное наслаждение. В детском саду при подготовке детей к школе изучают 15 тем, а по методике Береславского - гораздо больше.

Уже в раннем возрасте, утверждает Береславский, закладываются образы, которые потом помогут ребенку на уроках биологии, экономики, физики и т. д. Например, ребенку дают кубик, сделанный из металлической проволоки с шариками в узлах. Для ребенка пока это просто игрушка, а не ионы, но в дальнейшем, на уроках химии, он вспомнит этот образ.

Занятия для детей разных возрастов

На первом занятии полуторагодовалый ученик получает электронный тренажер. На вид это маленькая коробочка с рисунками животных или человека. Рядом с рисунком находится кнопка. Ребенка просят найти нужный рисунок, например паровозик. Ребенок нажимает на кнопку, и загорается красная лампочка. Эта игра развивает мелкую моторику рук , память и внимание.

Старшие дети последовательно нажимают несколько кнопок. И если они ошибаются, тренажер их поправляет. А мамы сидят за дверью и подслушивают, ведь дома нужно будет делать домашнее задание.

Иногда родители подавляют познавательную , постоянно поправляют его. От этого у ребенка развивается неуверенность. Он все время ждет реакции мамы и это мешает ему учиться. Таких родителей «перевоспитывают», говоря им, что их ребенок - настоящий талант. И это правда. Нужно только это доказать.

Шахматы в методике Береславского

Логику профессор Береславский развивает с помощью шахмат. Шахматы - это целый мир, который будит фантазию и воображение, где фигуры ходят друг к другу в гости. расставляет фигуры на доске и про каждую рассказывает стихотворение или поет песню. Береславский тренирует воображение детей с помощью нелепиц. Он просит, например, одним словом назвать два предмета - кружку и ложку. Получается локружка. Так дети учатся принимать оригинальные, нестандартные решения.

Профессор Береславский учит принимать решения быстро, интуитивно. Такое решение может быть принято только на основе прошлого опыта, приобретенного в детстве с помощью игр. Все желающие могут обучать своих детей по методике Береславского дистанционно, через Интернет.

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Актуальность и преимущества методики

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Отличительная особенность методики Береславского - подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Упустив, наиболее адаптивный период, нельзя уже развить эти способности в полной мере, а иногда и в самой малой степени. Это нанесет существенный урон успеваемости в школе. Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 - не упорядоченность любых действий. В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы.

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  1. Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  2. Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  3. Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  4. Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  5. Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Показания

  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • Синдром Дауна

Цель методики:

Развитие познавательных способностей ребенка, памяти, внимания, мышления, логики на основе на нейропсихологической концепции

Задачи методики:

  • Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.
  • Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.
  • Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и высшей школах.

2 раза в неделю по 45 минут. Количество занятий назначается в зависимости от запроса. От 16 занятий.

История построения методики

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича подвигло рождение второго сына.

К изучению вопроса раннего развития детей он, как и любому другому занятию в своей жизни, подошел основательно. Изучение опыта семей, которые воспитали интеллектуальных гениев, достижения в области нейропсихологии – все это натолкнуло на мысль о том, что у каждого ребенка есть «окна обучения» или «возрастные этажи», которые открываются на некоторое время. То, что ребенку легко дается в возрасте 2-3 лет, может вызвать большие трудности в более старшем возрасте.

Именно тогда появилась и теория о том, что для развития ребенка очень важны первые годы жизни. Ученые открыли, что младенец способен обрабатывать огромные объемы информации, и абсолютно все дети обладают уникальными способностями. Потеря этих способностей, чаще всего, обусловлена тем, что они не были вовремя востребованы. На сегодняшний день этой точки зрения придерживаются все современные психологические школы Японии, Франции, России и других стран.

Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

Дошкольное образование по методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Суть методики

В методике заложена постоянны тренировка психический функций, умений:

  • творческие умения;
  • пространственное представление;
  • память;
  • внимание.

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Работа в рамках методики

Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. «Какой вы молодец, что пришел на занятие!» - такой фразой педагог встречает ребенка.

К каждому ребенку здесь свой подход. Одному достаточно сказать: «Молодец!», другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога - увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития.

Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически.

С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

Метод работы на занятии:

Если зайти во время занятия в кабинет, то можно увидеть Методика Береславского, как за партой сидитребенок и … играет! Правда, играет по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который ребенка и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, ребенок получает домашнее задание. Задания Методика Береславского, вроде бы и обычные - например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов Методика Береславского, и составить целый рассказ. Не домашнее задание, а игра, одним словом.

Ожидаемые результаты:

  • хорошая память, в т.ч смысловая,
  • развитое воображение,
  • развито пространственное мышление,
  • развито умение «действовать в уме»,
  • развито ассоциативное и логическое мышление,
  • имеется способность к нестандартному решению проблемных ситуаций,
  • выражено стремление к интеллектуальной деятельности.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить

Пройдя обучение по методике «Береславского», дети отличаются:

  • устойчивостью внимания;
  • развитой памятью, в т.ч. смысловой;
  • умением «действовать в уме»;
  • стремлением к интеллектуальной деятельности;
  • независимостью суждений.

Кто из родителей не мечтает вырастить своего ребенка счастливым и здоровым? Физик Леонид Яковлевич Береславский не был исключением, и своего первого сына Игоря они с женой воспитывали, ориентируясь именно на эти цели. Но когда на свет появился второй, Миша, Береславские решили пойти дальше и, помимо всего прочего, сделать ставку на воспитание успешности – и в будущей профессии, и в жизни. И, судя по всему, им это удалось.

Миссия выполнима?

Леонид Яковлевич убежден: мы меняемся вместе со своими детьми. Он считает, что к моменту рождения своего второго ребенка сильно изменился и именно тогда по-настоящему созрел для отцовства. К воспитанию Миши он подошел уже куда более ответственно и последовательно: как отец, очень сильно желавший этого ребенка, как личность, которая уже многого добилась к тому моменту, и как шахматист, который достиг в этом виде спорта определенных результатов.

«Я много наблюдал за Мишей с самого его рождения и уже тогда обратил внимание, что у сына удивительно спокойная и уравновешенная нервная система. Он всегда был спокоен, а к игрушкам прикасался так мягко и нежно, словно ласкал их. Его целеустремленность уже в четыре с половиной месяца бросалась в глаза. У нас была такая игра: когда Миша, лежа в кроватке, дотягивался до висевшей над ним игрушки, я поднимал ее выше. Обычно в этом случае дети начинают хныкать, требовать то, что им хочется. А тут обиды не было никакой. Я оставлял игрушку на определенном уровне, до которого Миша еще не мог дотянуться. Он мог в течение нескольких минут без крика пытаться достать ее. Смотрел на меня вопросительно: когда же ты ее, наконец, опустишь? Я вовсе не считал сына гениальным. Для меня важно было не нарушить ход его естественного развития. Когда ему было полтора года, я стал с ним много разговаривать. Он еще мало, что говорил, но очень внимательно слушал. И я понял: пора начинать развитие. Но как?».

В поисках собственной методики

Это были 80-е годы прошлого века. Тогда все вокруг обсуждали опыт знаменитой семьи Никитиных. Но у них, как считает Береславский, все-таки не было стройной системы воспитания. Да и сами Борис Павлович и Лена Алексеевна не раз рассказывали в своих многочисленных книгах, что они шли в воспитании на ощупь, интуитивно и эмпирическим путем узнавая, что лучше для детей.

Береславский решил действовать наверняка. И стал по всему миру искать людей, которые воспитали по-настоящему успешных детей. У нас тогда еще мало знали о венгерской семье Полгар, которая воспитала трех дочерей, которые получили звание гроссмейстеров по шахматам. Весь мир признал девочек гениальными. И Леонид Береславский поехал в Венгрию.

Глава венгерского семейства и его жена не были шахматистами, но посвятили свою жизнь воспитанию детей: домашнее обучение, развивающие полезные игрушки, приглашенные из разных стран сильнейшие тренеры – для занятий с девочками шахматами. Береславский делает вывод: если из одной семьи вышли сразу три гениальных ребенка, значит, все зависит от воспитания!

Затем он едет в Америку и разыскивает математика Джонсона, у которого пятеро детей и все – сильнейшие математики. Но и в этой семье, оказывается, детей готовили целенаправленно. Для них был создан особый мир из цифр и логических задач. В комнатах – ковры с лабиринтами, трехмерные конструкторы, собрать которые можно, применив одно единственное правильное решение. У нас в стране таких игрушек тогда еще и в помине не было.

Леонид Яковлевич, автор 150 изобретений по физике полупроводников, стал сам придумывать развивающие игрушки. Например, электронный тренажер. По виду он напоминает ноутбук. Это панель размером с книгу, на которой расположены кнопки. Как и в компьютер, в тренажер можно загрузить разные задачки. В основном это упражнения на логическое мышление, которые строятся на сюжетах сказок.

Например, перед ребенком стоит задача – освободить из заточения Иванушку (сказка «Гуси-лебеди»). Малыш идет, как по лабиринту, нажимая одну клавишу за другой, пытаясь найти верную дорожку, а тренажер откликается на правильные ходы светом загорающихся лампочек и красивой мелодией. Если задачка решена верно, тренажер благодарит ребенка.
Задания и полученные ответы можно занести в память устройства – отличная возможность для тренировки внимания.

Неожиданный поворот

Но главным коньком Береславского были и остаются шахматы. Когда Мише было полтора года, отец положил перед ним шахматную доску, расставил фигурки и стал наблюдать. Что делают дети в таких случаях? Обычно начинают передвигать шахматы, скидывать их с доски. А Миша посмотрел внимательно, сложил ручки за спину и стал думать.

Отец понял: в ребенке есть потенциал, который надо развивать. Но никогда не ставил перед сыном цель – стать чемпионом. Свой первый шахматный турнир в 4 года Миша проиграл. Он, конечно, расстроился и спросил у отца, заниматься ли ему шахматами дальше? Тот ответил, что если уж и быть шахматистом, то только хорошим. В 6 лет мальчик коряво вывел своей рукой в дневнике: «Я хочу быть чемпионом мира».

Всем известно, что шахматы – это ежедневный труд. Участие в турнирах требует времени, собранности и сосредоточенности. Отец постоянно подкидывал сыну новые задачки, с каждым разом все выше поднимая планку, а мама сопровождала Мишу на занятия и турниры.

В 13 лет Миша был уже матером спорта по шахматам, чемпионом Москвы, участвовал в чемпионате России. О нем писали в газетах, брали интервью для телевидения. Но неожиданно Миша принял решение оставить шахматы. Произошло это после того, как Леонид Яковлевич показал сына опытным тренерам, которые готовили чемпионов мира. Они сказали, что мальчик, конечно, будет входить в десятку или двадцатку лучших, но вряд ли когда-нибудь станет самым первым. Такой прогноз не устроил целеустремленного подростка, после этого случая он полностью переключился на физику и математику.

Однако учеба никогда не была для Миши самоцелью. Физико-математическая школа, в которой он учился, гарантировала прочные знания. Оставив занятия шахматами, мальчик продолжал заниматься спортом. Леонид Яковлевич считает так: сколько ребенок занимается умственным трудом, столько же времени он должен посвящать спорту – бегать, прыгать, играть в футбол и другие игры, восстанавливая таким образом эмоциональное равновесие.

Миша блестяще закончил школу, поступил в престижный вуз за рубежом. Он отлично учится и уже начал заниматься интеллектуальным бизнесом. А отец, который всерьез втянулся в воспитательный процесс, основал в Москве школу для детей «Открытие». Те наблюдения и выводы, которые Леонид Яковлевич делал в узком семейном кругу, легли в основу стройной образовательной системы. Кроме того, у Береславского вышло немало книг с задачками, по которым можно успешно заниматься и дома.

Что дает напряжение ума?

Западная система школьного образования импонирует Леониду Береславскому важными, на его взгляд, установками: ребенок должен быть психически здоров, уверен в себе и доброжелателен. Можно ли сочетать наш российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка? По мнению Леонида Яковлевича, вполне, если подойти к процессу воспитания и образования разумно. Необходимо постоянно создавать ситуации умственного напряжения, которое и активизирует мозг, развивая его. В последнее время вышло довольно много статей по психологии детей раннего возраста. Доктор медицинских наук, профессор А. Шеповальников говорит об участках мозга малышей, так называемых зонах ожидания, которые готовы к восприятию информации. Включить их в работу можно не только с помощью шахмат. Эффективным будет любое обучение: художественное, математическое, астрономическое. Но если не сделать этого вовремя, начнется атрофия этих зон.

Береславский согласен с педагогом-новатором Борисом Никитиным в том, что со временем детская способность усваивать информацию снижается. Что в 3 года познается легко и непринужденно, в 12 лет вызывает большие трудности и, как следствие, нежелание учиться, преодолевать себя. Способности, получившие поддержку на ранних этапах жизни, развиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

Талантами рождаются, в этом Леонид Яковлевич не сомневается. Потенциал и задатки – это от природы. Но чтобы стать успешным, одного только таланта не достаточно. Успешный человек, считает Береславский, прежде всего самостоятелен и независим. Он не скован стереотипами и способен принимать нестандартные решения. Этому Леонид Яковлевич сначала учил своих детей, а теперь пытается передать и своим ученикам. Однако быть успешным – это не значит непременно стоять на пьедестале. Совсем необязательно что-то завоевывать. Важно чувствовать в себе гармонию с окружающим миром и творчески подходить к любой ситуации. В этом убежден педагог и отец Леонид Береславский. Подробнее познакомиться с его методикой можно на сайте http://www.bereslavsky.ru .

Маргарита Шиц / Mosparents.ru

25.01.2016 13:24

Известный физик и изобретатель Леонид Яковлевич Береславский всегда любил шахматы и был уверен, что играть в эту сложную игру могут даже дети, главное – вовремя их этому научить. Именно игра в шахматы стала одним из основных приемов разработанной им методики раннего развития детей. На протяжениеи пятнадцати лет Береславский придумывал игры и задачи, помогающие ребенку развивать логическое мышление, и теперь его стройная система насчитывает более 250 игр и 3000 заданий.

Основные принципы Береславского

Леонид Яковлевич Береславский сам воспитал двоих детей, поэтому всегда понимал, что нужно ребенку и как увлечь его образовательными играми. Ученый составил свод основных правил обучения детей.

  1. Любое обучение должно проходить в форме игры. Нельзя перегружать малышей непосильными задачами, лишая их тем самым детства.
  2. Обучение, пусть и в игровой форме, - это систематизированный процесс, поэтому необходимо, чтобы ребенок не только выполнял новые задачи, но и периодически возвращался к старым для закрепления навыков.
  3. Родитель должен подходить к вопросам обучения ребенка творчески, иначе малышу станет скучно и он перестанет развиваться.
  4. Учебный процесс всегда должен прерываться на подвижную деятельность, например, на активные игры на свежем воздухе.
  5. Необходимо помнить, что цель обучения – это не только развитие знаний, но и развитие самостоятельности ребенка.

Все эти принципы и легли в основу его увлекательной и эффективной методики.

Что положено в основу методики?

Занимаясь по методике Береславского, ребенок как бы последовательно выстраивает свой интеллект: уровень мышления, которым он обладает на момент начала занятий – это фундамент, на который шаг за шагом наслаиваются новые знания.

Пример: в три года ребенок решает несколько несложных игр-задачек, связанных с кругом. Пути решения «откладываются» у него в памяти, и, когда в школе он получает более сложную задачу с кругом, мозг воспринимает ее как уже что-то знакомое, и легко с ней справляется. Ребенок решает новую задачу, а в голове тем временем закрепляется следующий, более сложный «образ». И так раз за разом, постепенно усложняя новые задачи, ребенок будет справляться с ними гораздо легче, так как в его памяти уже есть опыт работы с этим «образом».

Отличительные признаки методики

  • обучение можно начинать уже в возрасте полутора лет;
  • обучение рассчитано на 3-4 года;
  • во время занятий задействованы все зоны головного мозга;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • многоразовые методические пособия;
  • использование специального электронного тренажера-игры;
  • использование диагностических карт как средств контроля над процессом обучения;
  • , успешно апробированные в разных странах мира.

Описание методики

Прежде, чем ребенок начнет заниматься по данной методике, необходимо проверить уровень его знаний, которыми он владеет на данный момент. Это нужно для того, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и начать занятия с определенного урока.

Для каждой возрастной категории разработаны свои упражнения и занятия. В полтора года дети занимаются изучением цветов, животных, звуков, и внимания.

Для самых юных учеников, которые не могут усвоить математические понятия сразу, в играх присутствуют простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

К трем годам постепенно добавляются упражнения на логику: например, - задания на прохождение лабиринтов различной сложности. Кроме того, они прекрасно развивает координацию движений, так как ребенку нужно не просто найти выход из него, но и провести по нему существующего или воображаемого «героя».

К возрасту шесть-семь лет основной упор делается на тренировку памяти и развитие логического мышления. Все дети без исключения любят разгадывать загадки и тайны, поэтому в методике Береславского присутствует много упражнений с кодами и шифрами. Такие задачи способствуют и развитию креативного мышления, которое так необходимо во взрослой жизни.

По методике Береславского дети занимаются вплоть до школы, то есть до шести-семилетнего возраста. Именно к этому моменту у детей формируется и своих умственных и творческих способностях. Каждый ребенок по-своему талантлив, задача педагога и родителей, начать как можно раньше.

В группы набирается не более четырех человек, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием преподавателя и мог чувствовать себя неповторимым и уникальным.

Развивающие упражнения "По Береславскому"

Вот некоторые из задач для детей из методики Береславского.

Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет)

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Сначала верхний ряд - только кружки, средний - одни треугольники, нижний - косые палочки. Попросите малыша запомнить за три секунды, где какая фигура была расположена, а потом повторить эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть ребенок запомнит их в таком „перепутанном" варианте.

Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет)

Разложите на столе (на полу, на диване) вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца, кружку, книжку, ложку, матрешку. Теперь перенесите все это в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил. Опираясь только на зрительную память, малыши обычно узнают 3-4 предмета. Попробуйте подключить смысловую память. Составьте маленький рассказ: „Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке". Пусть ребенок продолжит рассказ: „Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Дальше вы: „У каждого была своя любимая посуда: у Мишки - ложка, у Зайчика - кружка". Если сказка понравится малышу, продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов.

Задача 3. На понятия „вне" и „внутри" (для детей от 5 лет)

Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи - цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача 4. На логическую связку „не" (для детишек от 6 лет)

Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра - 1, 2 или 3. Спросите: „Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?" Можно заменить цифры на фигуры.

Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, - в зеленый. Последовательность рассуждений для решения задачи такова: у нас есть три цифры и три домика. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

А вот несколько занимательных шахматных задачек.

Развиваем память (для детей с 3,5 лет)

Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть, как они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: „Ой, все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".

Тренируем память и учимся решать действия в уме (с 4 лет)

Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?

Загрузка...