1001-market.ru

Оригинальный удмуртский национальный костюм. Удмуртский национальный костюм Удмуртский народный костюм

Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о нем. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 г., проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них.

Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов.

Исследователи второй половины ХХ в. расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи (дэрем) и распашного кафтана (шорт-дэрем), нижнечепецкие удмурты носили их только в паре. Белая холщовая женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских удмуртов вместо треугольного выреза - прямой разрез), прямыми рукавами с ластовицей из того же холста.

Рукава и подол украшали вышивкой. На рукавах представлены два ее вида: на предплечье - поперечная (пелё/колтыр-мач), по всей длине рукава - продольная с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских удмуртов) рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Девичья рубаха отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Красный ситцевый треугольник нашивался и на грудь. Грудной разрез делался, как в косинской традиции, на левой стороне груди и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от узора на женской рубахе лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII - первой половине XIX в. Бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивку сменил тканый узор, по подолу шла цветная тесьма. На рубаху надевали аналогичный ей по крою распашной кафтан с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы лишь на груди соединялись полоской вышивки или завязками.

В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэремы имели разные названия. Самым богатым по художественному оформлению был зцк кумач понэм, для отделки которого использовали большое количество кумача. Его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день Масленицы и Пасхи. На второй день этих праздников более подходящим считался кцтуло, украшавшийся полосками красных лент до низа живота. И тот, и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем, как и рубаха, к концу XIX в. претерпел изменения: воротник и рукава у него исчезли, проймы обшивались полосатым холстом. В бока вставляли косые клинья, спинку делали с отрезной присборенной талией; на подол нашивали ситцевую ленту. Белый шортдэрем такого покроя бытовал у верхнечепецких удмуртов до первой четверти ХХ в., однако повседневные зимние шили из пестряди, с длинными рукавами. Верхнечепецкий девичий шортдэрем отличался от нижнечепецкого воротником матросского типа и небольшой поперечной вышивкой на рукаве. Полы, воротник и подол украшали вышивкой.

Каждая пара рубахи и шортдэрема имела свой вариант съемного вышитого нагрудника (кабачи), который надевался поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

В конце XIX в. его заменил аппликативный нагрудник (муресазь).

Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. Состоявшая прежде, как и у северных удмуртов, из белой холщовой рубахи и шортдэрема, южноудмуртская рубаха конца XIX в. заметно отличалась от северной покроем и колоритом. Ее шили из пестряди. К центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья, рукава с клиньями, сужавшимися к кистям, с четырехугольными ластовицами. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу.

Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца (муресазь). Аппликативный съемный нагрудник (муресшет), аналогичный северным кабачи и муресазь, отличался от них тем, что надевался под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку (итэт/карта), а между нею и станом - узорную полоску.

В зависимости от района длина оборки составляла от 12-15 см до 40 см. Позднее появилась короткая вторая оборка.

Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Пермском крае - она аналогична башкирской.

Белый комплект из рубахи и шортдэрема в 70-е гг. XIX в. у южных удмуртов сохранялся лишь в свадебном костюме невесты в завятском варианте.

Сильно напоминая нижнечепецкий свадебный шортдэрем невесты, он к тому времени был заметно модернизирован. Сходство одежды нижнечепецких и завятских удмуртов объясняется их единой этнической основой. Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны и передник (айшет/азькышет/ашшет). Северные передники были без грудки и надевались поверх шортдэрема, южные шили с высокой грудкой. Праздничный нижнечепецкий и завятский костюмы имели поясные подвески (урдэс кышет). В наряд завятской невесты входил также вышитый пояс зар.

Верхняя теплая одежда удмуртов - длинные полушерстяные и суконные кафтаны (зыбын, камзол, дилян/дьсь, дукес) двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой и с отрезной спинкой с борами по талии. Аналогичны по крою овчинные шубы, нагольные или крытые тканью.

Мужские и женские шубы кроились одинаково.

Головной убор женщины указывал на ее семейный статус. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые или овальные холщовые шапочки (такья), обшитые кумачом, бисером и монетами; головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками (йыркерттэт, укотуг), и платки. В бавлинском варианте бытовала налобная повязка тятяк с надетым на нее большим бантом (сюрок), сделанным из платка.

Еще в 1970-е гг. девушки надевали их на свадьбу.

Замужние северные женщины поверх платков и налобных повязок надевали головное полотенце (весяккышет, йыркотыр) с вышитыми или ткаными красными полосками концами, южные - налобную повязку (йыркерттэт), украшенную по нижнему краю бусами и монетами, в сочетании с головным полотенцем (чалма), конусообразным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы чалмы служили наспинным украшением. С завершением детородного периода чалму заменяли надеваемой под платок холщовой шапочкой (пельшет) с висящими на спине лопастями. Праздничный наряд женщины включал украшения из бус, монет, раковин: ожерелья, серьги, перевязи и пр. Завятскую удмуртку можно узнать по овальной форме нагрудного украшения из монет чыртыкыш (в отличие от прямоугольных уксё-тьрлык в южных районах Удмуртии) и рядами лент и тесемок, нашитыми на низ оборки платья. Удмуртский женский костюм имеет общие черты с костюмом других народов Волго-Камья. Повседневной женской и мужской обувью были лыковые лапти (кут). Женщины их носили с вязаными узорными чулками и носками, мужчины - с онучами. Мужские лапти не отличались от русских лаптей.

Праздничной обувью женщин были ботинки, у мужчин - сапоги. Зимой те и другие носили валенки.

Мужской костюм был схож с русским: белая холщовая рубаха до колен, подпоясанная узорным плетеным поясом (кускерттон) или ремнем. В праздники и на моленья надевали широкий радужный тканый пояс путо, штаны с широким шагом.

Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Подвергаясь интенсивному влиянию общегородских и общеевропейских форм одежды, влиянию моды, требованиям времени, в быт входила одежда из фабричных тканей. Менялся и крой, вызвавший отказ от некоторых традиционных элементов костюма.

Мужские зимние кафтаны вытеснялись полупальто, полушубками, а летние - пиджаками. Отказавшись от айшона, женщины перешли на платки. В процессе модернизации удмуртский костюм в целом упростился. Ныне удмуртки носят общегородскую, общеевропейскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд; в своем гардеробе его имеют все сельские и многие городские жители. Превращение национального костюма в праздничный свидетельствует об осознании его как этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение. В перспективе традиционная одежда в качестве этнической метки дольше сохранится в сельской местности, а функционально - в празднично-обрядовой сфере. Осознаваясь в качестве этноидентифицирующего признака, она имеет и этноинтегрирующее значение.

Клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пестрые пояса, стилизованные мониста, расшитые монетками и пуговками съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами. Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре.

– Совсем непросто вписать традицию в современную моду, – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова . Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили в себе интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама модельер мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор изучила массу трудов по археологии, собрала уникальный этнографический материал по символике костюмов в полевых экспедициях и живом общении с носителями традиций. "Если костюм будет выполнен по традиционным мотивам, но не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нем смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Компетентность в искусстве и истории позволяет Людмиле Анатольевне воссоздавать костюмы разных эпох и народов. Специалистов такого уровня, как она, в Удмуртии практически больше нет. Поэтому театральные и творческие коллективы наперебой приглашают ее к работе над сценическими костюмами. Она создала прекрасные коллекции для детского театра "Школа юных принцесс", Театра обско-угорских народов, ансамблей "Италмас", "Айкай", "Катанчи".

Людмила Молчанова глубоко изучает не только народный, но и модный современный костюм. По ее словам, этническая тема сейчас на пике популярности: такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, цветность, давно вошли в моду. Порой опосредованно, не напрямую, традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Молодо-зелено

Экспериментировать с народной одеждой и не терять при этом национальный колорит, сможет только человек, хорошо знающий традицию. Как это делают в своем творчестве ученицы Молчановой – Полина Кубиста и Вера Кузнецова . Обеим мастерицам удалось снискать народную славу. Вера много лет работает над сценическими костюмами исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Прежде чем браться за работу, Вера Кузнецова тщательно изучает, какой фасон характерен для данного исполнителя, смотрит все его концертные выступления, – в каких нарядах артист обычно выступает, какие песни исполняет – чтобы как можно точнее представить модель будущего изделия, ткань, отделку, и максимально соответствовать сценическому образу исполнителя. Во время концерта, когда певец уже в готовом костюме выходит на сцену, Вера волнуется так, словно сама собирается петь, словно это на нее наведены десятки софитов и смотрят тысячи зрительских глаз, – потому что все видят ее работу, оценивают сшитый ею наряд.

Любителям удмуртских трендов запомнилось выступление дизайнера Кузнецовой на фестивале удмуртской моды "Эль Ныл" с коллекцией "Кечато", которую Вера создавала в паре смастерицей Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Светланой Мельниковой. Это был своеобразный эксперимент с пестрядью и широкими поясами, выполненными в различных техниках удмуртского узорного ткачества. Такие пояса в шестнадцать сантиметров шириной, украшенные мелкими бусинами и нашивками из разноцветных тканей, в начале XX века встречались у некоторых групп удмуртов.

Вера Кузнецова больше модельер-конструктор, нежели швея. По ее эскизам шьют портнихи в ателье, а она разрабатывает силуэт будущего костюма, готовит вышивку, украшения, придумывает декор, подбирает цветовые сочетания. Впрочем, как и Полина Кубиста. Полина следит, чтобы все швеи ее мастерской во время работы пребывали в хорошем расположении духа, иначе плохое настроение, досада или раздражение передадутся изделию, призванному все-таки защищать человека, а не разрушать его.

– Если у кого-то из моих мастериц что-то не получается, я сразу говорю – или переключайтесь на позитив или ступайте отдыхать домой, – делится секретами Полина, – В плохом настроении за работу никогда не беремся. Потому что одежда, которая делается руками человека, в любом случае несет в себе его энергетику. Если человек по-доброму настроен, сшитая им одежда всегда будет оберегом. Этот принцип следует учитывать даже тем дизайнерам, которые не стремятся наделить современный удмуртский костюм защитной символикой.

К примеру, дизайнер-самоучка Руслана Улмо считает, что все удмуртские новоделы несут не столько обережный, сколько декоративный характер. Сама Руслана пришла к удмуртскому платью из желания необычно выглядеть на удмуртской дискотеке. После того, как наряды Русланы по-достоинству оценили на тематических вечеринках, девушке посыпались заказы: то на свадебные платья удмуртского кроя, то на стилизованные наряды для повседневной носки. Настоящим хитом ее коллекции стало ярко-алое платье, с имитацией мониста у горловины и широкой бело-красной орнаментальной вставкой от воротника до подола. Клетка, монисто, свободный крой и восьмиконечная удмуртская звезда – вот основные индикаторы "удмуртскости", которые использует в своих коллекциях Руслана. Для девушки, которая кройке и шитью училась после университетских занятий на худграфе, а основы построения удмуртского костюма выхватывала из учебников и этнографических книг, двенадцать моделей в этнической стилистике – неплохой результат и вполне приличная заявка в мир удмуртского дизайна.

Другой молодой дизайнер Яна Баймурзина создала свои коллекции этно-костюмов благодаря фотосессии в Париже, которую в социальных сетях ей предложили московские фотографы. За две недели студентка Института искусств и дизайна создала пять моделей в удмуртской стилистике, взяв за основу эффектное цветовое сочетание – небесно-голубого и благородного бежевого. Свою первую коллекцию девушка создавала как раз в тот момент, когда Удмуртия испытала подъем национального самосознания после успешного выступления Бурановских бабушек на Евровидении.

Сама Яна – марийка, но Удмуртия за годы учебы стала для нее настолько близкой и родной, что девушке захотелось создать молодежную одежду, чтобы тинэйджеры и студенты не стеснялись своей национальности и с удовольствием носили этнические вещи.

Несмотря на финно-угорское родство марийцев и удмуртов, Яна видит несколько различий в символике двух костюмных ансамблей: "Во-первых, марийская одежда не пестрит разноцветьем, как удмуртская. В ней чаще преобладает сочетание красного и белого цветов, – отмечает дизайнер, – Во-вторых, клетка, ставшая столь популярной среди молодежи по всему миру, есть только в удмуртской традиции. Это добавляет актуальности удмуртскому костюму. В-третьих, свободный крой традиционных удмуртских платьев, которые могут быть впору моднице любой фигуры".

После Парижа и успешной защиты творческого диплома, молодая художница стала активно показывать свою коллекцию на различных показах – Эль Ныл, Воршуд, проект Красное яблоко, выставка "Туризм. Спорт. Отдых". В планах Яны в начале нового 2015 года сделать новую этническую коллекцию. Окончательно отойти от озорного тинэйджерского casual-стиля и обратиться к роскоши – коктейльным, вечерним платьям в удмуртском стиле.

Опасные платья

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды. Подходили к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья и облачали себя в них, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры, – пошив изделий из дешевых искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Зачастую в современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый гламур: когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала, – опасно".

Дизайнер Вера Кузнецова разделяет мнение о том, что работать с сакральной символикой в удмуртском костюме нужно очень осторожно. Нередко по незнанию неопытные дизайнеры нашивают защитные символы, куда им вздумается – в те части наряда, где, согласно традиции, их в принципе быть не должно. "К примеру, ни в коем случае нельзя нашивать удмуртскую звезду на подол, – говорит дизайнер, – Только на грудь в качестве женского оберега. Ромб – более универсальный орнамент. Его без зазрений можно использовать в украшении фартуков или пустить по подолу. Ну а если в центр ромба добавить точку – она будет символизировать плодородие и благополучие. Стоит всегда помнить о том, что каждый удмуртский костюм несет в себе особый смысл, тайное послание. По желанию заказчиков, в защитных символах своих нарядов я зашифровываю именно те идеи, о которых человек часто думает и мечтает – элементы силы, здоровья, богатства, успеха, благополучия или семейного счастья".

Самым древним и вместе с тем самым модным в современной Удмуртии оберегом считаются мониста – нагрудные украшения из монет. Мониста – один из немногих бытующих в наше время оберегов, который с древности и до наших дней сохранил охранительную функцию удмуртского наряда. Чем ярче монисто блестит, чем громче звенит, тем надежнее защищает человека, тем лучше отпугивает от него злых духов.

Новую жизнь традиционным монистам подарила дизайнер Полина Степанова, известная широкой публике как Полина Кубиста ("кубиста" в пер. с удм. "капуста", – прозвище одноклассников за любовь к многослойности в одежде). Колоритные воротнички с рядами цветных пуговок, имитирующих монисто, стали узнаваемой фишкой удмуртского бренда Polina Kubista. Съемные воротнички с контрастной отделкой – самое сильное защитное украшение в платьях современных удмурток. Поклонникам одежды от Кубисты импонирует, что съемные воротнички подходят под любой элемент гардероба, превращая простую футболку, блузку, джемпер или платье в симпатичный удмуртский наряд. Стилизованные мониста часто можно увидеть на модницах в сочетании с современным платьем. По словам модных экспертов, удмуртское платье все больше молодеет и пытается обрести casual-статус.

Casual-стиль или многослойность изначально были присущи мастерской Полины Кубиста. Увлечение удмуртским костюмом девушка превратила в семейный бизнес. Открыла мастерскую и магазин, где продаются не только стилизованные удмуртские коллекции, но и модные аксессуары: украшения и бусы из керамики (их делает мама Полины), кулоны и подвески в технике перегородчатой эмали (творчество крестной Полининого мужа).

– Ни один мой комплект не обходится без оберега, – говорит Полина, – символическими элементами выступают не только съемные воротнички, но и моя любимая трехчастная композиция из цветных ленточек по подолу платья, а так же ряды пуговиц у горловины, отдаленно напоминающие монисто. Поскольку удмуртская женщина при изготовлении платья всегда большое внимание уделяла защите подола, рукавов, груди, пояса (мест, через которые могли проникнуть злые духи), – с внутренней стороны манжетов, воротничков, планок рубашки или платья я обязательно делаю контрастную отделку. Что это такое? К примеру, основной цвет изделия – бирюза, а края швов обшиваются оранжевой тканью – это и есть контрастная отделка. Постороннему глазу она не видна, однако исподволь, тайно, все равно приносит своему хозяину защиту. Этот старинный ритуал кодировки одежды не столь известен среди дизайнеров-самоучек и часто не берется ими в расчет. Однако я стараюсь соблюдать традицию: даже если в изделии нет обтачек, обязательно обрабатываю швы оверлоком из контрастной нити или обшиваю контрастной бейкой.

Как прилежная ученица Людмилы Молчановой Полина Кубиста использует в работе исключительно натуральные ткани (чаще всего корейский или американский хлопок) и теплые, естественные, как бы слегка состаренные, сложные цвета (кирпичный, приглушенный бирюзовый, глубокий зеленый, спокойный желтый и т.д.).

Девушку всегда восхищало то, как грамотно и талантливо подобраны цветовые сочетания в костюмном комплексе южных удмуртов – каким образом в разнообразной цветовой гамме бесконфликтно сосуществуют совсем, казалось бы, несочетаемые оттенки. И каким многослойным, богатым на мелкие детали и элементы одежды может быть удмуртский костюм ("платье, сверху фартук, монисто, тут же черезплечное украшение, дополнительные шумящие подвески, айшон, бахрома, оборки!").

– Трудно поверить, что эту одежду создавали люди без специального образования! – изумляется Полина. – Исключительно вручную, по интуиции и зову своего природного, внутреннего чутья! Насколько тонко создателям удмуртской традиционной одежды удавалось чувствовать композицию и правильные пропорции. На какой костюм не взглянешь, просто диву даешься! Есть чему поучиться у наших предков, есть, где черпать вдохновение для новых коллекций.

Юлия Караваева

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до нач. XX в. почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов - северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов.
Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Праздничный костюм молодой замужней женщины. Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Костюм молодой девушки.
Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


Одежда срединных удмуртов впитала в себя некоторые черты северных и южных удмуртов. Основу костюма составляла рубаха с декоративным аппликативным нагрудником, поверх надевали распашной кафтан из белой льняной домотканины. Спинка кафтана отрезная и присборенная в талии, полы прямы, рукава втачные. Женский головной убор – аппликативный треугольный платок. Его надевали поверх шапочки.
Одежда бесермян близка по своему покрою к южноудмуртской. Она туникообразного покроя, грудной разрез прямой, вокруг него пришивались полосы цветастого ситца, с небольшой оборкой. Шилась в основном из клетчатой домотканины. Носилась в паре с распашным кафтаном из клетчатой или продольнополосатой домотканины красных тонов.
Особенно активно украшалась праздничная одежда удмуртов. Она включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты, и т.д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Женские головные уборы Головные уборы северных удмурток Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглую такъю (котрес такъя), 14-15 лет - продолговатую (кузялэс такъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники - из кашемира и шелка. Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками.

3 слайд

Описание слайда:

Головные уборы южных удмурток Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью. Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине - пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой. Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см. Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны - вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки - аппликация из разноцветного материала. Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.

4 слайд

Описание слайда:

Мужские головные уборы Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы)

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски. Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

6 слайд

Описание слайда:

Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо). В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной. Тканые мужские пояса

7 слайд

Описание слайда:

Женская одежда Северный костюмный комплекс Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название "пестросаес" по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.

8 слайд

Описание слайда:

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм - небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло - полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё - плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем - красной отделкой. Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

9 слайд

Описание слайда:

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет - букв, боковой платок). Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины. Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.

10 слайд

Описание слайда:

Южный костюмный комплекс Южно-удмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале - булгары, затем - татары и башкиры. Территория распространения комплекса - Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан. Южная удмуртка в праздничном костюме

11 слайд

Описание слайда:

В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась)[. Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в Верхняя одежда дукес в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску. Сюлык

12 слайд

Описание слайда:

Украшения Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести. Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами. Значительно меньшее место среди украшений занимали изделия из стекла – бусы и бисер, в то время как у соседних народов – мордвы, чувашей – бисер и бусы пользуются до настоящего времени чрезвычайно широким распространением.

13 слайд

Описание слайда:

Замужние женщины скрывали свои волосы под головным убором; девушки украшали свои косы накосником. Девичьи накосники представляли собой узкую полосу холста, на которую нашивались жетоны или монеты; вместо холста иногда употреблялась тесьма. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся сзади к такъе. Другое девичье украшение для косы представляет собой небольшой треугольник из бересты, обтянутый зеленой бумажной тканью; основание треугольника равно 8 см, высота – 6 см; лицевая сторона его покрыта мелкими серебряными и имитированными монетами и мелкими кораллами; на оборотной стороне пришита петля из шнурка для прикрепления к косе около затылка. В ушах девушки и замужние женщины носили серьги (угы), которые чаще всего состояли из мелких серебряных монет. В центре помещалась самая крупная монета, а вокруг нее – более мелкие. Под подбородком проходила веревочка, соединяющая серьги.

14 слайд

Описание слайда:

Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), которые составляли необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Они состояли из двух больших серебряных монет, привязанных к отдельным ниткам, на которые были нанизаны стеклянные бусы разной формы и цвета; обе нитки сплетались в одну. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая шею снизка из мелких монет в 15-20 коп., ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, общей стоимостью до 40 руб., оно покрывало шею и грудь до пояса, широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. Возникновение этого украшения связывают с эпохой христианизации удмуртов. Термин «кироскал» в переводе на русский язык означает шнурок для креста. У удмуртов до недавнего времени существовал обычай подвешивать крест, полученный девочкой при крещении, к украшениям взрослой девушки, например к камали – чересплечному украшению из серебряных монет. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д.

15 слайд

Описание слайда:

Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Этим термином обозначаются два различных украшения – шейное и нагрудное. Шейное украшение надевалось молодыми замужними женщинами и девушками с праздничным костюмом. Оно имело вид ожерелья из стеклянных желтых бус, нанизанных на проволоку вперемежку с более мелкими голубыми бусами и крупными серебряными монетами в 1 рубль. К началу XX в. чыртывесь исчезает из употреблении, но продолжает храниться в сундуках старух. Нагрудные украшения из серебра особенно широко были распространены в южных районах Удмуртии и известны под различными названиями. Чыртывесь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими.

16 слайд

Описание слайда:

Чыркерттэт представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его носили обязательно с шейно-нагрудным украшением, состоявшим из двух рядов монет или подделок под них; в нижнем ряду были крупные монеты (рубли, полтины), в верхнем – мелкие (не выше гривенника). Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания позади. Поверх монет на холст были нашиты ряды поддельных кораллов, небольших пуговиц, мелких стеклянных бус. От середины ворота на грудь спускался пришитый к нему угол холста, длиной 25 см и шириной 5 см. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Это украшение надевалось на верхнее платье, стоимость его достигала 30 руб.

17 слайд

Описание слайда:

Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями. В бывшем Глазовском уезде наплечное украшение представляло собой широкую ленту с нашитыми на нее серебряными монетами и мягкими красными бусами. Лента спускалась у женщин с левого плеча и прикреплялась другим концом к ожерелью. В Селтинском районе перевязь сюмыс бырттон представляла собой продолговатый кусок холста, шириной в 7-8 см, обшитый черной материей или кумачом; с верхней лицевой стороны к холсту прикреплялись монеты в 15-25 коп. или жетоны, а иногда даже и медные пуговицы. По всей вероятности, в более раннюю эпоху это украшение изготовлялось из сыромятной кожи, о чем свидетельствует сохранившийся термин «сюмыс», что значит кожа. Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Такие ленты невеста приготовляла к свадьбе в качестве подарка для свекрови. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет.

18 слайд

Описание слайда:

Обувь Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Такие чулки – наиболее старинные; они были известны и соседям удмуртов – коми-пермякам и коми-зырянам; у последних холщовые чулки сохранились как смертная обувь. Зимой под чулки надевали шерстяные или меховые обертки, а летом – холстинные. Для того, чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью. Поверх чулок женщины обертывали ноги портянками из белого холста (бинялтон), которые не доходили до колен и оставляли открытой всю верхнюю часть чулка. Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5. Веревочки к лаптям плели из белых льняных и черных шерстяных нитей, для крепости добавляли конский волос. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки - зимой

19 слайд

Описание слайда:

Литература http://vorshud.unatlib.org.ru/Национальный_костюм https://www.google.ru/search?q=краеведческий+музей+г+глазов 1. Лебедева С. Х. Традиционная одежда и украшения / С. Х. Лебедева, Л. С. Христолюбова // Удмурты: ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 125-141. 2.Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008. - С. 9-13, 13-18. 3.Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М., 1951. - С. 28, 70-80. 4. Владыкин В. Е. Одежда / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов: учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 73.

Загрузка...