1001-market.ru

Расчет выслуги лет военнослужащего. Принципы расчета выслуги лет для военных пенсий Подсчет выслуги лет военнослужащего при увольнении

Как известно, выслуга является трудовым стажем военнослужащих и влияет на размер пенсионного пособия будущего ветерана. Денежное довольствие также зависит от военного стажа, т.к. состоит из оклада и процентной надбавки , рассчитываемой из выслуги. Расчет зависит от ряда условий и может производиться как в календарном, так и льготном исчислении.

Календарное исчисление выслуги лет

В случае календарного исчисления, календарный день эквивалентен одному дню выслуги и включает следующие периоды службы в:

  • Вооруженных силах Российской Федерации;
  • СВР России;
  • Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (Росгвардия);
  • отделах государственной охраны и ФСБ России;
  • железнодорожных, пограничных, а также войсках гражданской обороны;
  • подразделениях МЧС России;
  • иных воинских формированиях РФ.

Выслугой так же считается время обучения (до 5 лет) в специализированных учебных заведениях. Отсчет начинается с момента зачисления, при условии, что 1 год обучения равен 6 месяцам службы. Стоит отметить, что «призывной» срок также является календарным. Однако при участии военнослужащего в боевых действиях, расчет будет производиться в льготном исчислении.

Льготное исчисление выслуги лет

Под льготным исчислением подразумевается период службы, зачисляемый в большем размере (год за два, либо день за три). В законодательстве содержится весьма широкий перечень условий, при которых военнослужащий попадает под льготное исчисление выслуги, поэтому укажем лишь некоторые из них:

  • прохождение службы в качестве лётчика, регулярное совершение прыжков с парашютом;
  • устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС и работа в особых условиях;
  • деятельность, связанная с прямым использованием ядерного арсенала и работой в отдельных сооружениях с источниками радиационного излучения;
  • период ареста, нахождения в тюрьме или ссылке при незаконном осуждении.

Кроме того, в случае прохождения службы в неблагоприятных климатических условиях подсчет трудового стажа будет производиться в льготном исчислении , с учётом действующего в регионе районного коэффициента.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Как уже отмечалось, военный стаж влияет на пенсионные выплаты. Исчисление выслуги лет военнослужащих, а так же порядок начисления выплат проводится исходя из следующих условий:

  • если военный стаж составляет 20 лет и более , то военнослужащий имеет право на 3% надбавку, за каждый последующий год. При этом общий размер пенсии с полученными надбавками не должен превышать 85% от ранее получаемого оклада;
  • при наличии смешанного стажа в 25 лет надбавка составит 1% , за каждый переработанный год.

Отельное внимание стоит уделить получению денежных средств от пособия. В случае увольнения, выплаты начинаются сразу предоставления соответствующих документов. При этом основное требование к военнослужащему – прекращение прохождения военной службы в рядах ВС РФ. Если военный будет восстановлен и возвращен в ряды вооруженных сил, пенсионное обеспечение прекратиться, до момента увольнения военнослужащего.

Навигация по статье

Выслуга в ситуации со служащими в армии, ФСБ и т.п. - это особый вид трудового стажа на военной (либо другой, приравненной к военной) службе, который применяется при . Чтобы военный пенсионер мог претендовать на эту выплату, ему необходимо соответствовать одному из следующих условий, определенных в ст. 13 вышеуказанного закона:

  • выслуга составляет 20 лет ;
  • трудовой стаж не меньше 25 лет , из которых 12,5 лет выслуги .

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет?

Правовые отношения военных пенсионеров регламентирует закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Право на этот вид выплаты имеют прапорщики, офицеры, мичманы, рядовые-контрактники, которые служили в силовых структурах России и бывшего Советского Союза.

Понятие «военнослужащий» относится не только к тем лицам, которые имеют прямое отношение к Вооруженным силам. Военная пенсионная система затрагивает и других категорий граждан :

  • Уголовно-исполнительные службы;
  • Инженерные и строительные войска;
  • Противопожарная служба;
  • Внешняя разведывательная служба.

Гражданин считается военнослужащим до тех пор, пока он не уйдет в запас в связи с выходом на пенсионный отдых либо по иным причинам. С выходом в запас уволенный получает статус военного пенсионера.

Какие периоды засчитываются в стаж военной службы?

Порядок расчета выслуги для установления определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 . В требуемую выслугу входит служба на различных должностях в следующих структурах :

  • в органах ФСБ, органах внешней разведки, контрразведки;
  • в органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотиков, государственной противопожарной службе;
  • федеральных органах правительственной информации и связи;
  • войсках гражданской обороны;
  • Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств (СНГ), Вооруженных силах РФ и СССР;
  • пограничных, железнодорожных, внутренних войсках;
  • органах государственной охраны;
  • иных воинских формированиях государства.

Постановление № 941 имеет два приложения, в которых указываются конкретное время службы и местности, засчитываемые в выслугу лет для установления военной пенсии на льготных условиях - 1 месяц службы за 2 месяца, а также 1 месяц службы за 1,5 месяца.

Входит ли учеба в военном училище в выслугу лет?

Правила включения периодов учебы в высших и средних спец. учреждениях в трудовой стаж и в выслугу лет для установления военной пенсии отличаются в зависимости от того, по какому пункту («а» либо «б») ст. 13 закона № 4468-1 назначается обеспечение. По пункту «а» право на выплату по выслуге могут иметь лица, указанные в ст. 1 закона, которые имеют на день ухода со службы 20 лет выслуги.

Соответственно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 офицерам, определенным на службу из запаса с учетом приобретенной в гражданском образовательном учреждении (ОУ) специальности, офицерам-женщинам, определенным на службу при указанном условии, не находившимся в запасе, время учебы их до определения на службу в гражданских высших ОУ или в средних специальных ОУ, в которых имелась военная кафедра, в пределах до 5 лет из расчета один год обучения за 6 месяцев засчитываются в выслугу для установления пенсии.

На данных условиях входит в выслугу лет период обучения в гражданских высших ОУ офицеров, которые, являясь студентами, непосредственно из указанных ОУ до их окончания и приняты для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

Дополнительные периоды, засчитываемые в выслугу

Кроме военной службы, в выслугу лет для установления военной пенсии по п. «а» ч. 1 ст. 13 закона № 4468-1 входят следующие периоды (самые распространенные ситуации):

  • служба в органах ФСБ, внутренних дел и прочих силовых ведомствах в СССР и России;
  • служба в органах безопасности, вооруженных силах и других силовых структурах стран СНГ;
  • время нахождения под стражей лиц, которые необоснованно были привлечены к уголовной ответственности;
  • перерывы в службе из-за незаконного увольнения.

Отдельные периоды входят в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчислении (один год службы засчитывается в стаж в большем размере, например, 1 год за полтора, 1 месяц за 3 и т.д.). Перечень довольно объемный, чтобы приводить его целиком, поэтому укажем некоторые основания для включения данных периодов при установлении военной пенсии:

  1. Служба в высокогорных либо отдаленных районах .
  2. Периоды участия в боевых действиях .
  3. Особые условия прохождения службы:
    • работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
    • прыжки с парашютом, летная работа и т.п.;
    • периоды службы, которые связаны с ядерным вооружением (надводные корабли, атомные подводные лодки).

Периоды службы по призыву входят в выслугу для установления военной пенсии календарно либо, в случае участия в боевых действиях - в льготном исчислении.

Назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим

Устанавливается тем военным, у которых наработан определенный стаж на военной должности. Таким образом, данное обеспечение может быть назначено при соблюдении следующих требований:

  • Пенсия устанавливается уволенным со службы, если они имеют специальную выработку не меньше 20 лет .
  • При увольнении из-за максимально возможного возраста нахождения на службе - 45 лет, при организационно-штатных мероприятиях либо из-за невозможности по состоянию здоровья продолжать службу, военнослужащий подлежит пенсионному обеспечению по смешанному стажу, если отслужил не меньше 12,5 лет и его общий трудовой стаж 25 лет .

Если эти условия не выполняются, то этот вид выплаты не может быть назначен .

Обеспечение устанавливается с даты увольнения из органов и выплачивается пожизненно или же до повторного выхода на службу.

Назначением занимаются уполномоченные отделы ведомств , в которых гражданин служил перед увольнением, по его заявлению. К заявлению прикладываются необходимые документы, которые дают право на увеличение размера пенсии (о наградах, иждивенцах и т.п.) и подтверждают отсутствие работы (в 3-х месячный срок с даты подачи заявления). После предоставления всех необходимых бумаг в течение 10 дней производится назначение пенсионного обеспечения.

Надбавки к пенсионному обеспечению военнослужащих

К обеспечению, которое устанавливается лицам, указанным в ст. 1 закона № 4468-1 (исчисленной в минимальной величине в том числе), полагаются надбавки :

  1. Военным пенсионерам - инвалидам первой группы или достигшим 80 лет , на уход за ними в величине 100% расчетного размера (РР) военной пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 закона № 4468-1.
  2. Неработающим военным пенсионерам, у которых на содержании находятся нетрудоспособные члены семьи :
    • 32% РР военной пенсии - при наличии 1 иждивенца;
    • 64% РР пенсии - 2 иждивенца;
    • 100% РР пенсии - 3 и более иждивенцев.

    Данная надбавка может быт назначена только на членов семьи бывшего военнослужащего, которым не выплачивается страховая либо социальная пенсия.

  3. Участникам ВОВ из числа граждан, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 закона «О ветеранах» :
    • 32% РР военной пенсии - не являющихся инвалидами;
    • 64% РР военной пенсии - гражданам из их числа, достигшим 80 лет.

Надбавка, предусмотренная п. «в» части первой ст. 17 закона № 4468-1, не назначаются к военным пенсиям, исчисленным с увеличением, предусмотренным ст. 16 вышеуказанного закона.

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе – 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Входит ли учеба в военном училище

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца – военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  1. пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  2. отбывание ареста;
  3. самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке – в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах – до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;
  • безвестное отсутствие – до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Как рассчитать выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим

Порядок расчета выслуги для установления военной пенсии определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. В требуемую выслугу входит военная служба на различных должностях в различных силовых структурах.

Дополнительные расчетные периоды

В выслугу лет для установления военной пенсии по п. «а» ч. 1 ст. 13 закона № 4468-1 входят следующие периоды:

  1. служба в органах безопасности, вооруженных силах и других силовых структурах стран СНГ;
  2. служба в органах ФСБ, внутренних дел и прочих силовых ведомствах в СССР и России;
  3. перерывы в службе из-за незаконного увольнения;
  4. время нахождения под стражей лиц, которые необоснованно были привлечены к уголовной ответственности.

Учет периода обучения в расчете

Правила включения периодов учебы в высших и средних спец. учреждениях в трудовой стаж и в выслугу лет для установления военной пенсии отличаются в зависимости от того, по какому пункту («а» либо «б») ст. 13 закона № 4468-1 назначается обеспечение. По пункту «а» право на выплату по выслуге могут иметь лица, указанные в ст. 1 закона, которые имеют на день ухода со службы 20 лет выслуги.

Соответственно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 офицерам, определенным на службу из запаса с учетом приобретенной в гражданском образовательном учреждении специальности, офицерам-женщинам, определенным на службу при указанном условии, не находившимся в запасе, время учебы их до определения на службу в гражданских высших образовательных учреждениях или в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелась военная кафедра, в пределах до 5 лет из расчета один год обучения за 6 месяцев засчитываются в выслугу для установления пенсии .

На данных условиях входит в выслугу лет период обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицеров, которые, являясь студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания и приняты для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

Календарное исчисление

Исчисление продолжительности военной службы в календарном исчислении (в годах, месяцах и днях) осуществляется со дня начала военной службы по день ее окончания. При неоднократном поступлении на военную службу в общую продолжительность в календарном исчислении включаются все периоды путем суммирования числа соответствующих дней, месяцев и лет .

Льготное исчисление

Отдельные периоды входят в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчислении (один год службы засчитывается в стаж в большем размере, например, 1 год за полтора, 1 месяц за 3 и т.д.).

Периоды службы по призыву входят в выслугу для установления военной пенсии календарно либо, в случае участия в боевых действиях - в льготном исчислении.

Пример расчета выслуги

Увольнение по истечению срока службы в звании подполковник, должность – заместитель командира полка.

Обучение в высшем военном училище с 01.07.1979 по 30.06.1984. Служба по контракту с 01.07.1984 по 31.01.2010, в том числе с 01.12.1986 по 30.11.1987 – участие в боевых действиях в Республике Афганистан, с 01.05.1994 по 30.11.1994 – участие в боевых действиях в Чечне. С 01.12.1987 по 30.04.1994 – служба в Читинской области.

Пенсия назначается в Тверской области, там пенсионер и проживает. Иждивенцы отсутствуют.

1) Определяем выслугу лет и право на пенсионные выплаты.

Обучение в военном училище включается в выслугу лет, т. к. в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» курсанты считаются военнослужащими как до, так и после заключения с ними контракта. Итого 5 лет выслуги.

Период с 01.07.1984 по 30.11.1986 включается в выслугу для начисления пенсии в календарном исчислении – 2 года 5 месяцев.

Период с 01.12.1986 по 30.11.1987 включается в выслугу для начисления выплаты в льготном исчислении – один месяц за три месяца(так как имело место участие в боевых действиях). Один год календарный, с учетом льготы – 3 года.

Период с 01.12.1987 по 30.04.1994 включается в выслугу для начисления пенсии в льготном исчислении – один месяц за полтора месяца (так как Читинская область содержится в Перечне отдаленных местностей). Календарная выслуга 6 лет 5 месяцев. С учетом льготы – 9 лет 7 месяцев 15 дней.

Период с 01.05.1994 по 30.11.1994 включается в стаж для начисления пенсии в льготном исчислении – один месяц за три месяца, согласно статье 2 ФЗ от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»). Календарный военный стаж составляет 7 месяцев, с учетом льготы – 21 месяц или 1 год 9 месяцев.

Период с 01.12.1994 до даты увольнения засчитывается в выслугу в календарном исчислении. Выслуга для начисления выплаты составит 15 лет 2 месяца.

Итого выслуга для начисления пенсии за все периоды: 5 лет + 2 года 5 месяцев + 3 года + 9 лет 7 месяцев 15 дней + 1 год 9 месяцев + 15 лет 2 месяца = 36 лет 11 месяцев 15 дней.

Размер пенсии составляет 50% денежного довольствия за 20 лет выслуги и 3% за каждый год выслуги сверх 20, но не более 85%. Итого в рассматриваемом случае размер выплаты составит 50% + (36 – 20) * 3% = 98%. Так как установлено ограничение, то пенсия будет составлять 85% от денежного довольствия.

2) Определяем размер денежного довольствия для начисления пенсии.

Размер оклада по званию для подполковника – 3034 рубля. Размер оклада по должности для заместителя командира полка – 4374 рубля. Выслуга больше 25 лет, поэтому процентная надбавка для начисления выплат максимальная – 70% оклада денежного содержания. Итого: (3034 + 4374) + (3034 + 4374) * 70% = 12593,60 рубля.

3) Определяем размер пенсии.

12593,60 * 85% = 10704,56 рубля.

Иждивенцев и инвалидности нет, поэтому повышения и надбавки к выплате не устанавливаются.

С учетом ежемесячной доплаты по Указу Президента размер военной пенсии к выплате: 10704,56 + 1000 = 11704,56 рубля.

Как оформить пенсионные выплаты военнослужащим

Какие документы нужны для оформления

Лицу, желающему оформить пенсионные выплаты по увольнению с военной службы, следует иметь при себе необходимую документацию, а именно:

  • паспорт гражданина РФ;
  • военный билет с отметкой о прохождении военной службы и увольнении;
  • предписание в/ч, где служило данное лицо;
  • денежный и вещевой аттестаты;
  • СНИЛС;
  • личное дело военнослужащего;
  • фото;
  • справка из ПФР;
  • трудовая книжка.

Куда обращаться

При выборе места обращения для оформления пенсии стоит учитывать, что все денежные выплаты, включая пенсию, берет на себя силовое ведомство, в котором лицо, желающее оформить военную пенсию, отдавало долг Родине. К таким ведомствам могут относиться МВД, МО, ФСИН и ФСБ.

Выслуга лет имеет решающее значение для военнослужащего, как при получении денежного довольствия, так и дальнейшего получения пенсии или других выплат.

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

Загрузка...