1001-market.ru

Специфика работы с детьми раннего возраста. Особенности работы педагога с детьми раннего возраста. Формирование продуктивных видов деятельности

Консультация для воспитателей

Методические рекомендации по организации
работы с детьми раннего возраста

Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
МДОУ ЦРР – ДС № 53
«Ёлочка» г.Тамбов

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

1. Особенности развития детей раннего возраста:

Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Развитие речи

1 год 6 месяцев

Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

Развивать диалогическую речь.

2 – 3 года

Умеет говорить внятно

В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

Пользуется речью как средством общения

Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

Развивать звуковую сторону речи

Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год 6 месяцев

Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д.)

Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец) , делать простейшие постройки.

Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2 – 3 года

Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

Различает время суток (день, ночь) ; различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

Различает температуру (горячо, холодно) ; поверхность (колючий, пушистый) ; плотность (твердый, мягкий) ; вкус (кислый, сладкий) ; запах (приятный, неприятный) ; звуки (знакомых предметов и голоса животных) ;

Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

В 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

В 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу) , бросает мяч держит ложку уверено.

В 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону) , самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

В 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни) , второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни) , структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное) . Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни) , средний (пятый год жизни) , старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни) . Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет) . Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

  1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
  2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки) .
  3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
  4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
  5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек) . Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
  6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
  8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.
  1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
  2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
  5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей на ранних этапах онтогенеза (288)

Дисциплина: Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 2. Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста

Выполнил:

слушатель Семенова Елена Евгеньевна

Преподаватель:

Гершман Елена Дугласовна

Москва – 2018

Задание:
Изучив методы педагогики раннего возраста, заполните таблицу. В нее необходимо внести все представленные в тексте лекций методы педагогической работы с детьми раннего возраста. Примеры использования метода подбираются самим слушателем (на основе личного опыта или описанных в литературе примеров). Именно соответствие примера выбранному методу и определяет глубину понимания студентом сути изученных методов педагогической работы с детьми раннего возраста. В конце таблицы в текстовом режиме на 1-2 абзаца необходимо сделать вывод, о наиболее эффективных методах работы педагога с детьми раннего возраста с точки зрения ФГОС ДО.

Таблица:

Воспитатель детского сада каждый вечер наблю­дает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму (или ба­бушку), пришедшую за ним, как он покидает группу детско­го сада.

Воспитателю желательно обратить внимание на следующее:

*на заключительный этап деятельности ребенка (бросил игрушки или убрал их; прекратил игру или доиграл);

*на характер встречи с родителями (быстро или медлен­но подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет, встречает родных, рассказывает ли о проведенном дне, выражает ли недовольство и как);

*на характер прощания с детьми и воспитателем - как прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча.

Информация, полученная с помощью метода наблюде­ния за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отно­шении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе меж­личностных отношений. Наблюдения помогут воспитателю организовать работу, как со всей группой, так и с отдельны­ми детьми.

Педагогический эксперимент

Дидактический эксперимент

Направлен на изучение особенностей сен­сорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной дея­тельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению. Практическая цель - накопление данных о ребенке, вос­питателе и группе детей в целом. Проводится в специально созданных условиях, но привычных для ребенка условиях.

Ставится с целью доказательства преимущественно одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его результатов.

Тема: «Песок»

На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Беседа

Метод устного опроса по заранее намеченному плану.

«Беседа о зимующих птицах»

Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Анкетирование

Метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. С помощью анкетирования:

*у родителей - получить сведения о ребёнка и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам

* у воспитателей – выявить их отношение к собственной деятельности, запросы к руководству учреждения, особенности психологического климата в группе

Интервью

Разновидность беседы по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Может проводится через определенное количество времени с целью проверки достоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере

3-хлетнему ребёнку могут задаваться следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут маму? Папу?

4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

5. Чего на картинке много? Мало?

6. Нарисуй круглый мяч

7.. «Собери мисочки».

Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

Изучение документации

Изучение планов, отчётов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики организационной работы, некоторых приемов воспитания

Ребенок с девиантным поведением. Психологу необходимо изучить личное дело и характеристику ребенка, особенности воспитания. Эти данные будут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Анализ процесса и результатов детской деятельности

Дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном состоянии, умениях.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Видеосъемка

Дополняет методы наблюдения и изучение документации. Можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям

Открытый урок воспитателя или психолога. Видеоматериалы материалы способны достаточно наглядно и информативно охарактеризовать ситуацию.

Методы обучения и воспитания

Словесные методы

Объяснения, указания, рассказы об окружающем

*показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

* просьба произнести, сказать слово (это платье).

* объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

*многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

* договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

Наглядные методы

Непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг.

*показ с называнием (это кролик).

*пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

* просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

*многократное повторение слова.

*активное действие детей.

* задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

* включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Практические методы

Необходимость практически действовать с предметами, обнаруживать их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

*Упражнения (оказание помощи).

*Совместные действия воспитателя и ребенка.

*Выполнение поручений.

Методы прямого воздействия

Постановка перед ребенком практической задачи, показ образца, способа действия, помощь взрослого в его выполнении Использование метода эффективно не только для овладения предметно-практической деятельности, но и в других сферах его развития - художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. Данный метод не должен подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность

*построить из кубиков домик;

*собрать и разобрать пирамидку

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия

При использовании данного метода воспитатель дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности.

На занятиях лепки и рисования

Метод проблемного воспитания и обучения

Направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи.

Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений.

В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста и включать в себя как исследовательские методы, так и методы обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

2. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №105 – детский сад общеразвивающего вида.

Выступление перед воспитателями

второй группы раннего возраста на тему:

«Особенности работы с детьми раннего возраста».

Подготовила педагог-психолог

Ерохина О.В.

Тула 2015 г.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.

Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение, словом, всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными, так как дети еще плохо понимают их, к тому же до 3–4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно вызвать интерес к ней у маленького ребенка. У воспитателя должна быть повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительность движений и мимики. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда взрослый что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать активность детей. Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, , решать практические задачи. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание. Всё это предъявляет особые требования к специалистам, работающим с маленькими детьми. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества педагогам необходимы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт непрерывного образования

Кафедра теории и практики непрерывного образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Воспитательная работа с детьми раннего возраста»

Выполнил:

слушатель группы №101

Бирюкова Анна Николаевна

Москва 2016

Введение

Заключение

Список литературы

игровой речь дошкольный сенсорный

Введение

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей раннего дошкольного возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период - возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка.

Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

Соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т.е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

Правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и другое;

Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

Создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден, для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Нередко в младшем дошкольном возрасте наблюдаются отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся у другого ребенка. С целью предупреждения отрицательных взаимоотношений нужно, стремится к тому, чтобы во время бодрствования каждый ребенок был активен и занят какой - либо игрушкой. При попытках отобрать предмет у другого ребенка малыша нельзя ни ругать, ни наказывать, ему следует предложить другой предмет или отвлечь его внимание. У детей раннего возраста надо воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать элементы общительности. С этой целью следует объединить несколько детей, как на занятиях, так и в ходе самостоятельной их деятельности, вызывать общий интерес, общую радость при показах занимательных игрушек.

Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей этого возраста, является режим дня. Режим предусматривает соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течении суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечиваются не только укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервно - психическое развитие.

Важную роль в развитии движений у детей играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, стимулируют развитие психических функций (ощущение, восприятие, память, внимание, наглядно - действенного мышления). Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них - режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребенку приходится выполнять во время этих процессов, делаю его более ловким.

Развитие речи детей раннего возраста

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировке ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями. Детей надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем - то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. В этом возрасте важно научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их значению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий то становятся обобщёнными. Способность отобрать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по вешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом(мебель, посуда, игрушки).

Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает, доступны его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться воображение, которое больше всего проявляется в игровой деятельности.

В конце второго - начале третьего года жизни перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более, старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использования их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т.е. учить способам действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточится на своей игре.

С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, экскурсии, игры - занятия с куклами, содержание которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения, необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и собирают матрешек. Это сближает детей радостью совместных действий.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей. Обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами - орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий, разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и свойств, привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Обучение новым действиям, их усложнение, их переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности.

Заключение

Задача воспитания и обучения детей раннего возраста не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Целью воспитателей ДО, является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, например о физических свойствах окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей, используя приемы детского экспериментирования. Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности: прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших детей, будь то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать новую машину, только что подаренную на день рождения. Только собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания жизни. А педагогам необходимо создать условия для деятельности, поддерживать интерес ребенка.

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.,1999.

2. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение»,1996.

3. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей ы группах раннего возраста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Понятие, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно–игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Особенности развития речи детей раннего возраста. Влияние театрализованной деятельности на овладение правильной и образной речи у детей раннего возраста. Театрализованные технологии в дошкольном образовании. Виды театра и способы их изготовления.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2012

    Характеристика формирования сенсорных представлений детей раннего возраста. Дидактическая игра. Организация занятий и предметно-игровой среды для сенсорного развития детей раннего возраста. Экспериментальная работа по развитию сенсорных представлений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2017

    Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста. Анализ эффективности реализованных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды и разработка дополнительной общеразвивающей программы.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста. Этапы развития речи, общая характеристика отклонений в ее развитии у детей раннего возраста. Логопедическая работа по формированию активного словаря, организация занятий.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Исследование причин задержки речевого развития у детей. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2013

    Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников. Возрастные особенности и этапы развития речи детей раннего возраста. Использование различных видов кукольных театров для формирования правильной и образной речи детей в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Теоретические аспекты воспитания, обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Педагогическо-воспитательная деятельность. Взаимодействие персонала в период адаптации детей.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2009

    Создание условий для правильного развития речи детей раннего возраста. Культурные и методические требования к качеству речи педагога. Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа «Развитие детей раннего возраста в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

С. Н. Теплюк;

Г. М. Лямина («Особенности развития детей раннего возраста»);

М. Б. Зацепина («Музыкальное воспитание», «Игры-развлечения», «Музыкальные игры, развлечения и праздники»).

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2007), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие «Дети раннего возраста в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста. В каждой возрастной группе определены общие и специальные задачи их развития, представлены способы их решения.

Программа

Особенности развития детей раннего возраста

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. Иначе говоря, уже в этот период закладывается основа здорового образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования. Длительность каждого из них постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. Для сравнения напомним, что в последующие 6 лет она возрастает всего на 2–2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать – основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И, наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 месяцев (как показали эксперименты) дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки (гы, кхы ), в 4–5 месяцев он певуче гулит (а-а-а ), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются первые слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30–50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа. Малыши, особенно на втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают, прежде чем подпустить к себе. Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (звуками, улыбкой, движениями) к близким взрослым.

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет кефир, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым.

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)

В этом возрасте ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, двух лет – 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.)> строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно это можно преодолеть.

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «Надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.». Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, кукла-голыш и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). В начале года, выполняя поручение показать какой-нибудь предмет, малыш нередко ориентировался на схожие несущественные признаки: путал игрушечных утку и слоника, словом кх обозначал и кошку, и меховой воротник. Развивающаяся способность обобщения уменьшает число подобных ошибок и позволяет детям узнавать предметы даже на картинке.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» – «Гулять». – «Кого видели?» – «Собачку». – «Кого кормили зернышками?» – «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200–300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав ) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, н), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других – что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» – то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

Социализация ребенка. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами радуется, сердится, испугался, жалеет. В речи появляются оценочные суждения: плохой, хороший, красивый.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, мебель, одежда, посуда, помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из двух-трех действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами можно, нельзя, нужно. Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

Одновременно совершенствуется эмоциональный компонент общения, обогащаются мотивы проявления чувств. Для этого взрослые, занимаясь, играя с детьми, обслуживая их, должны ненавязчиво показывать, подсказывать примеры, возможные способы поведения, оценивать ситуацию, вызывать сопереживание. Тогда дети, особенно старше 1 года 6 месяцев, будут способны понять, как, когда и кого нужно пожалеть; о ком и почему позаботиться; кому помочь; что вызывает обиду, огорчение, а чему можно порадоваться; как следует вести себя в спальне, игровой комнате, за столом. Опора на чувства помогает ребенку освоить элементарные правила поведения.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: на (возьми), дай, пусти, не хочу и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого нужно и возможно формировать элементы совместных действий. Сначала по подсказу взрослого, а к двум годам самостоятельно малыши уже способны помогать друг другу: принести нужный предмет одежды, предмет, необходимый для продолжения игры: кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы. Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого. Возможны несложные плясовые действия парами на музыкальных занятиях.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать: совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20–30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой – он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Развитие ребенка на втором году жизни происходит неравномерно. До 1 года 6 месяцев активная речь, начальные формы игровой и других видов деятельности совершенствуются медленнее, чем во втором полугодии (особенно в последней четверти года). Более того, развитие одновозрастных детей, воспитывающихся в семьях с почти тождественными условиями, тоже может значительно отличаться, например у детей двух лет активный словарь может составлять от 9 до 1500 слов.

Ясно, что в детском саду воспитанники данной возрастной группы нуждаются в педагогических заданиях разной степени сложности. Как это реализовать, раскрыто в разделе «Методические рекомендации» данного пособия.

Второй год жизни психологи и педагоги часто называют «возрастом наоборот», «возрастом противоречий». Увлечение движениями, ходьбой в возрасте до 1 года 3 месяцев – 1 года 4 месяцев может на какое-то время затормозить пользование активной речью, рост словаря. Малыши на время как бы разучиваются говорить.

Вновь осваиваемые умения характеризуются неустойчивостью. Малыш, научившийся есть самостоятельно, заболев, отказывается делать это. Во время болезни и после нее он реже и примитивнее разговаривает.

С другой стороны, некоторые привычки, приобретенные в семье (что есть, как засыпать и др.)> могут носить устойчивый характер. Одна из причин этого – недостаточная подвижность (быстрота смены) основных нервных процессов возбуждения и торможения. Это может затруднить привыкание к жизни в детском саду.

Индивидуальное общение с детьми, постоянное наблюдение за их здоровьем и развитием, сопоставление полученных данных с примерными показателями, представленными в данном пособии, правильная организация педагогического процесса в период адаптации малышей к жизни в детском саду – все это поможет добиться положительных результатов.

Загрузка...