1001-market.ru

«Воспитание читателя – воспитание Человека». Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя

Для начала, заново ознакомьтесь с чтением

Если вы хотите вырастить читателя — будьте читателем сами.

Детские книги — необходимость

Вы наверняка думаете, что необязательно покупать книги, раз ребенок еще даже ходить не научился, но это не так. Чтение сказок вслух приносит пользу даже новорожденным (а еще они не могут жаловаться на ваш выбор книг). Так пользуйтесь этим. Вот как вы можете это делать:

Читайте вслух, каждый день. Любые книги. Младенцам можно читать что угодно: книгу рецептов, антиутопию, руководство по воспитанию. Контекст не имеет значения. Имеют значение только Ваш голос, каденция текста и сами слова. Исследование показало, что количество слов, которое раскрывается ребенку в младенчестве, оказывает прямое влияние на развитие языка и речи. Но важно, чтобы это была живая речь, идущая от человека и направленная на ребенка, телевизор и аудиокниги не считаются. Разумеется, хорошо было бы начать читать вслух детские книги, которые позже станут частью библиотеки Вашего ребенка, но не ограничивайтесь этим. Просто старайтесь получать удовольствие от чтения.

Используйте все чувства. Малыши, которым читают вслух, учатся, что чтение - это весело. Оно включает в себя использование разных органов чувств: ребенок осязает текстуру бумаги, чувствует запах клея, видит яркие иллюстрации к истории, слышит звук голоса родителя.

Попробуйте следующее: приобретите текстурированные книги, которые вызовут у ребенка желание их трогать и изучать, они помогут в развитии мелкой моторики.

Не забывайте о своей аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, но не ожидайте какой-либо реакции. Может показаться, что ребенок не слушает, но он набирается опыта. А его шаблоны, программы и навыки внимательности, формируются прямо сейчас и на всю жизнь.

Говорите с ребенком. Дети могут начать издавать звуки в ответ на ваше чтение. По этой причине большинство книг их возраста содержат бессмысленные слова и животные звуки - их проще воспроизводить.

Попробуйте следующее: если ребенок издает какой-либо звук, отвечайте. Вам это покажется бессмысленным, но это - своеобразное общение. Это и есть начало вашего персонального читательского клуба.

Младенцы

Чтение оказывает большое влияние на интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие младенца. Когда вы читаете малышам, они поглощают все: словарный запас, структуру языка, числа и математические концепты, цвета, фигуры, названия животных, противоположности, манеры и различную полезную информацию о том, как работает этот мир. А еще важнее то, что, когда вы читаете вслух, ваш ребенок соотносит книги со знакомым, любимым звуком вашего голоса - и с физической близостью, которую дарит процесс совместного чтения. Это помогает построить положительную ассоциацию с книгами, которая продержится всю его жизнь.

Помните:

Читайте в течении дня. Чтение сказок на ночь детям - лучший способ отправить в кровать полных энергии малышей. Создайте расслабляющую атмосферу, выберите книгу, которая стратегически заканчивается сценой, где персонажи спокойно засыпают (хотя книги про непосед, отказывающихся идти спать, тоже хороши). Но не забывайте читать своим малышам днем тоже. Предложение совместного чтения детям - один из лучших способов помочь им успокоиться и сфокусироваться, а иногда вообще единственный. Присядьте поближе и наслаждайтесь моментами близости, пока есть такая возможность.

Используйте свой опыт. Вы читали книги в течении долгого периода своей жизни и вы знаете, что вам нравится во взрослых книгах. Как родителю, вам предоставляется шанс переосмыслить свой вкус в детских книгах. Достаньте полюбившиеся старые книги и найдите что-то, что привлекает ваше внимание в книжных магазинах, библиотеках и у друзей. Действительно хорошие авторы и иллюстраторы детских книг стремятся угодить и взрослым.

Попробуйте следующее: в следующий раз, когда будете читать вслух, попробуйте играть с текстом. Многие классические детские книги теперь могут казаться сексистскими, расистскими, устаревшими и, в некотором смысле, просто ужасными. Вы можете сделать их лучше, пересказав историю на свой лад.

Уважайте предпочтения своего ребенка. Ваш ребенок уже скоро удивит Вас собственными мнениями и предпочтениями. Так же, как ребенок может нелюбить Вашу овсянку, он может не оценить (или наоборот) сказку про русалочку так же, как Вы в детстве. Вы можете быть не в восторге от фей или говорящих машин, но Ваш ребенок может их обожать. Поддерживайте ребенка в его стремлении выражать свои предпочтения и выбирайте такие книги, которые нравятся ему.

Дуэт родителя и ребенка. Чем больше вы сможете сделать чтение взаимно приятным, тем больше оно будет ассоциироваться с удовольствием и вознаграждением. Если ребенку не нравится глуповатый голос, которым вы наградили тролля, не используйте его. Помните, вы читаете в первую очередь для ребенка. Позвольте ребенку переворачивать страницы и контролировать ритм вашего чтения (это также помогает в развитии мелкой моторики).

Перебивать - нормально. Не увлекайтесь чтением настолько, чтобы игнорировать комментарии и вопросы Вашего ребенка. Когда ребенок перебивает Вас, это показывает, что он слушает.

Попробуйте следующее: если ребенок задает вопрос, не откладывайте ответ до того момента, как вы дочитаете страницу, отвечайте сразу. Если ребенка не увлекают слова, посмотрите вместе на иллюстрации. Спросите, что он видит на картинках. Попросите его объяснить, что на них происходит, это вовлечет его.

Расширьте сознание Вашего малыша. Иногда малыши привязываются к какой-то книге, которая вам не очень нравится. Не запрещайте детям читать книги, которые им нравятся, но пытайтесь незаметно обращать внимание ребенка и на другие книги. Самое главное, не бойтесь открывать для малышей темы, которые им не понятны. Любая тема - даже геология, история искусства, быт разных культур - может быть разобрана до мелочей и подана в интересном свете с помощью детских книг. Попробуйте следующее: в определенном возрасте, детей могут начать больше привлекать истории, где главный персонаж одного с ним пола. К малышам это не относится. Воспользуйтесь этим, чтобы открыть для них разных необычных персонажей.

Покажите ребенку разнообразие мира через книги. Окружите детей книжками, в которых они найдут собственное отражение. Если Ваш ребенок принадлежит к расовым или этническим меньшинствам, найдите книги, которые описывают жизнь таких же детей - сейчас найти такие довольно просто. Детям одной национальности будет познавательно читать книги про детей других национальностей и этнических принадлежностей. Детям полезно познакомиться с книгами, которые представляют различные культурные и семейные традиции, существующие в нашем обществе. Раскрывая детям разнообразие мира через книги, вы подготовите их к жизни в разнообразном мире.

Воспитание культуры чтения

журнала «Школьная библиотека»

за 2006-2012 г.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Книга-это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Именно мы взрослые должны помочь ребенку полюбить чтение и книгу. Мы надеемся, что предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет Вам в этом.


1. Артамошина Е. Н.

Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 21-23

Руководство чтением или Как научить школьников превращать информацию в знания.

2. Барсукова Н. А.

Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 84-87: ил. - Библиогр. в конце ст.

Влияние семейного чтения на читательскую культуру детей.

3. Богомолова О. М.

Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 54-56: ил. - Библиогр. в конце ст.

Как приучить ребенка к чтению? Практические советы родителям.

4. Бородина В. А.

Летняя школа чтения: Фрагменты книги / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - : 4. - С. 42-49: ил.

5. Бородина В. А.

Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина, В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2010. - : 3-4. - С. 104-112: ил.

О «Летней школе чтения» как организационной форме продолжения читательского развития. Технологии и содержание.

6. Бродский М. А.

Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников / М. А. Бродский // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 75-77

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке.

7. Бубекина Н. В.

Чтение о чтении: Обзор статей журнала "Школьная библиотека" за 2006 год о проблемах чтения / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - : 3. - С. 23-26: ил.

В обзоре представлены статьи об опыте работы школьных библиотек по "Национальной программе поддержки и развития чтения", которая была принята в 2006 году.

8. Варганова Г. В.

Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 89-93: ил.

Современная библиотека как пространство, реализующее и воспроизводящее разнообразные виды социокультурных практик: сотрудничество с музеями, художественными галереями и студиями, кино-, фото- и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями.

9. Голубева Н. Л.

Школьная библиотека как пространство поддержки и развития семейного чтения / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2008. - : 8-9. - С. 26-28

10. Гончарова Е. Л.

Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 62-70: ил. - Библиогр. в конце ст.

Причины возникновения бездумного чтения и пути помощи.

11. Дудина О. Ю.

Библиотека-территория сотрудничества / О. Ю. Дудина, Е. В. Говорова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 126-131: ил.

Опыт работы школьной библиотеки по привлечению учащихся к чтению в сотрудничестве с родителями и педагогами школы.

12. Дуликов В. З.

Чтение как непреходящая ценность мира детства и юности / В. З. Дуликов // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 30-33: ил. - Рец. на кн.: Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

В статье на примере книги Т. Д. Полозовой, подробно рассматриваются вопросы приобщения всех детей, подростков, юношества к чтению. Она изобилует такими актуальными "ключевыми понятиями" как: чтение -индивидуальная творческая деятельность, чтение-дело государственное, культуросообразность, человекосообразность и др. Будет полезна и интересна как учителям, так и библиотечным специалистам.

13. Жесан О. Е.

Формирование читательской компетентности младших школьников / О. Б. Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 24-26: ил.

Национальная программа по разработке и внедрению перспективных методик, подходов, программ, направленных на привлечение детей к чтению.

14. Злобина Р. М.

Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению: Рассказ о PR-акции / Р. М. Злобина // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 53-55: ил.

Опыт работы по отбору лучших книг для детского чтения в школьной библиотеке.

15. Зубкова М.

Как выбрать книгу для ребенка? / М. Зубкова // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 10: ил.

Какие книги нужны современному ребенку? Советы и рекомендации по выбору книг для совместного чтения.

16. Иванова Г. А.

Библиотека и семья: традиции читательского развития детей / Г. А. Иванова // Школьная библиотека. - 2009. - : 4-5. - С. 52-55: ил.

О роли домашних библиотек и семейного чтения в формировании личности ребенка.

17. Киселева Н. Б.

Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению / Н. Б. Киселева // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 58-61

Воспитание, обучение, развитие посредством книги и чтения. Организация интегрированных уроков в школьной библиотеке.

18. Коваленко Л. П.

Воспитание начинается с книги / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 37-44: ил.

Работа школьной библиотеки по активизации чтения учащихся.

19. Коковенкова Л. В.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: Из опыта работы. Продвижение книги и чтения в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Коковенкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 113-116: ил.

Готовый план проведения Недели детской книги в школьной или детской библиотеке. В статье подробно расписана шестидневная неделя. Для каждого дня придуманы увлекательные занятия для детей.

20. Коскина Г. М.

Воспитание = семья, школа + библиотека: Рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г. М. Коскина // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 30-36: ил.

Авторы статей описывают способы работы с семьями учащихся, а самое главное - сопровождают это описание методическим инструментарием и рекомендациями по его применению. Эти материалы помогут воспитанию малыша и подростка через семейное чтение.

21. Котомина Г. В.

Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г. В. Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 36-38: ил.

22. Кушарева Т. Е.

В конкурсной работе школьного библиотекаря подробно рассказывается о том. как научить ребенка полюбить книгу, даются советы и подробные рекомендации. В приложениях вы найдете: анкеты для родителей "Любит ли ваш ребенок читать?", анкеты для детей 5 кл. "Чтение в моей жизни", памятки для родителей "Как воспитать у детей интерес к чтению" и "Научите ребенка любить книгу", списки интересных книг для младших школьников, сценарий семинара "Работа школьного библиотекаря с семьей".

23. Лапшина И. Ю.

Реализация городского проекта "Год чтения": итоги, перспективы / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 47-50: ил.

"Самый читающий класс", анкетирование преподавателей и школьных библиотекарей в рамках проекта.

24. Лунева Т. Н.

25. Маркевич О. А.

Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога- библиотекаря / О. А. Маркевич // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 44-46: ил.

Современные концепции читательского развития личности на примере модуля "Формирование читательской компетентности обучающихся» в условиях ФГОС нового поколения и Национальной программы поддержки и развития чтения.

26. Матвеева О. Е.

Утверждая идею чтения / О. Е. Матвеева // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 34-36. - Рец. на кн. Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

Профессор МГУКИ О. Е. И, Матвеева анализируя книгу Т. Д. Полозовой, подробно останавливается на современных методологических подходах нравственно-эстетического воспитания ребенка-читателя.

27. Махаева В. П.

28. Мелентьева Ю. П.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - : 6-7. - С. 97-100: ил.

Семейное чтение в детском саду, в подростковом и отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи. Доклад доктора педагогических наук Юлии Петровны Мелентьевой может быть использован для выступления на родительском собрании.

29. Мосман Н. В.

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников / Н. В. Мосман, Т. Н. Старова // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 71-74: ил.

Специальные приемы и методики, направленные на развитие читательской активности школьников.

30. Накамура, Юрико .

Чтение как руководство для жизни / Ю. Накамура // Школьная библиотека. - 2009. - : 6-7. - С. 64-67: ил.

Доцент Киотского университета из Японии Юрико Накамура о том, как следует преобразовать школьные библиотеки.

31. Ощепкова Г. А.

Педагог Мурманской области как читатель и провайдер детского чтения: Результаты исследования / Г. А. Ощепкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 21-38: ил.

Исследование, проведенное в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

32. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок. Чтение-дарение / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 5. - С. 47-56: ил. - Продолж. Начало:2011.№1-2, №3, №4

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к "Евгению Онегину". Что это значит? Главный библиотекарь СУ ЦБС г. Нижнего Новгорода разработала и представила в этой статье новую форму работы - "чтение-дарение". В ней она уделяет большое внимание чтению вслух, семейному чтению, подробно описывает формы и методы работы с текстами художественных произведений и стихов, разбирает жанровое разнообразие литературных произведений, дает рекомендации.

33. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 16-22: ил. - Библиогр.: с.17. – Продолж. Начало: 2011.№1-2

Продолжение публикации "встреч" библиотекаря с читателями у "книжной лесенки", которые готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. В этой статье речь идет о "временах стародавних", а именно о Пушкинской "Песни о вещем Олеге". Авто статьи предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена. Символом встреч выбрана новая форма работы - лесенка стремянка.

34. Полевина Е. В.

Книга как средство эстетического воспитания читателей школьных библиотек / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 47-49: ил. - Библиогр. в конце ст..

История приобщения детей к книжной культуре с Древней Руси до наших дней.

35. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 46-56: ил. - Окончание. Начало: №8

О проблемах подросткового чтения.

36. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова и ценности чтения / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 37-44

Предлагается фрагмент книги Т. Д. Полозовой, в котором идет разговор о диалоге с читателем, "сердечной недостаточности" и формах ее совсем не медицинского лечения чтением.

37. Поминова Л. В.

Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность - праздник "Лад" : Опыт организации семейного праздника / Л. В. Поминова // Школьная библиотека. - 2009. - : 8. - С. 8: ил.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации домашнего чтения.

38. Проценко Н. Д.

Применение на практике системного использования наглядности в организации работы ребенка с книгой как неотъемлемой и важнейшей составляющей развивающего обучения.

39. Рабович Г. В.

Читаем всей семьей: Библиографическое пособие / Г. В. Рабович // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 64-71: ил.

40. Рабович Г. В.

О преодолении четырех важных ступенек на пути становления Большого читателя пишет Галина Васильевна Рабович. Два шага (две ступеньки): "Обучение чтению" и "Приобщение к чтению" были опубликованы в предыдущей статье. О следующих ступеньках: "Формирование круга чтения" и "Культура чтения" - вы прочтете в этом номере.

41. Семенищева З. Г.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке / З. Г. Семенищева // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 111-114: ил.

Формы и методы привлечения детей к чтению в школьной библиотеке.

42. Силуянова С. В.

От интереса к чтению - к духовно-нравственному здоровью учащихся (Партнерство школы и семьи) / С. В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - : 5. - С. 48-53: ил.

Об одном из путей эффективного воспитания детей - организации сотрудничества с семьей.

43. Соловьева Е. А.

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка / Е. А. Соловьева // Школьная библиотека. - 2010. - : 1. - С. 65: ил.

Статья заведующей районной детской библиотекой МУК "Сафоновская РЦБС" Е. А. Соловьевой об опыте сотрудничества со школьными библиотеками. Проекты и принципы построения работы библиотек, формы работы.

44. Сукиасян Э. Р.

Домашняя библиотека школьника / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - : 1. - С. 57-62: ил.

Советы и подсказки школьному библиотекарю, классному руководителю в проведении родительского собрания по организации домашней библиотеки для детей.

45. Тимофеева И. Н.

Книга в жизни подростков: фрагменты книг / И. Н. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2009. - : 2. - вкл. : ил.

Фрагменты книг старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки И. Н. Тимофеевой "Книги в жизни маленьких детей" и "Дети. Время. Книга"

46. Тихомирова И. И.

47. Тихомирова И. И.

Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 62-66: ил.

Взгляд на судьбу чтения в России.

48. Тихомирова И. И.

Истоки развития творческого чтения в России: Тренинг / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 6-7. - С. 156-159: ил.

49. Тихомирова И. И.

Как нестандартно работать по новым стандартам / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2012. - : 2-3. - С. 104-108: ил.

О комплекте пособий, вышедшем в издательстве "Просвещение" - "Учимся успешному чтению. Портфель читателя", составленном по новым методикам и нацеленном на приобщение детей к чтению.

50. Тихомирова И. И.

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 6–10..htm.

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника.
Ключевые слова: литературное образование, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, детская книга, художественно - речевое развитие, будущий читатель.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

По мнению Гурович Л.М., Береговой Л.Б. и Логиновой В.И., жизненный опыт ребенка и его особенности восприятия литературных произведений тесно взаимосвязаны .

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к восприятию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие .

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле - и видео фильмов, игру на компьютере - чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» .

Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро .

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя .

Интерес к книге проявляется у ребенка очень рано. Вначале ребенка привлекает ее яркая обложка, цветные картинки, рассказывание наизусть или чтение взрослого. Но уже к третьему году малыш проявляет интерес к судьбе героя, переживает за его судьбу.

У дошкольников формируется способность воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

Дошкольники испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, проявляют стремление к постоянному общению с книгой.

Сила впечатления, которую получает малыш при слушании произведения, напрямую зависит от его уровня восприятия произведений художественной литературы, в единстве его содержания и формы.

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова .

Очень важно, чтобы при чтении у ребенка возникала эмоциональная заинтересованность, проявилось его личностное отношение к героям, событиям.

Ребенок - дошкольник не умеет разделять свои переживания от событий, происходящих в книге. Он не может быстро выходить из образа, так как еще не осознает и не управляет своими эмоциями.

Дошкольники любят фантазировать, допридумывать события, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы воображение ребенка не уводило бы его от содержания произведения, а наоборот включало бы ребенка в процесс восприятия художественного произведения и правильно направляло.

Но в процессе слушания у ребенка могу возникать следующие трудности:

Ребенок не может подчинить воображение тексту;

У ребенка возникают ассоциации, связанные с действительностью.

В современных комплексных программах Л.А. Парамоновой «Истоки», И.В. Логиновой и Т.И. Бабаевой «Детство», Е.А. Бунеевой и др. «Детский сад 2100» и др. отражена тематика книг, рекомендованных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Как дополнение могут быть предложена специальная парциальная программа литературного образования детей О.С. Ушаковой, Н.В. Гаврилина и др. «Знакомим дошкольников с литературой». Авторы предлагают специальный раздел по формированию связи между произведениями художественной литературы и другими видами искусства .

Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др. изучают процесс формирования читательских навыков у дошкольников.

По мнению А.В. Запорожца, ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия .

Детское чтение включает в себя: опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество.

Во время опосредованного чтения, главная роль у взрослого (родителя или педагога), поэтому он должен:

Контролировать этот процесс (соблюдать правила подготовки текста к чтению, делая его более доступным детям);

Использовать выразительные средства для передачи содержания;

Наблюдать за реакцией слушателей.

После выбора произведения, педагог ведет подготовку к его выразительной передаче. Работа ведется в трех направлениях:

Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

Расстановка логических ударений и пауз;

Выработка ясного и правильного произношения, чтобы каждое слово звучало четко и правильно .

Текст художественного произведения необходимо обыгрывать, создавая голосом образы героев, но при этом нельзя переигрывать.

Дети часто обращаются с просьбой прочесть им какое-нибудь произведение, но взрослые не всегда отвечают на нее. Чтение должно быть радостным и доставлять удовольствие и читающему и слушающим. При чтении у взрослого могут возникать следующие трудности:

Выбор произведения (не всегда дети единогласно вбирают произведение, поэтому необходим компромисс со стороны взрослого);

Готовность взрослого отвечать на вопросы, выслушивать комментарии по произведению, реагировать на проявление эмоций, вызванных содержанием текста.

Чтение - это процесс общения, разговора к которому ребенок уже готов, взрослому же об этом нужно напомнить.

Таким образом, процесс чтения является творчеством, в котором участниками являются взрослый и ребенок на равных.

Совместное творчество, открытие нового мира дает ребенку положительные эмоции и развитие таких процессов, как слушание, восприятие произведения художественной литературы, развитие речи и мышления.

Одна из главных задач подготовки детей к школе - художественно - речевое развитие, которая включает в себя следующие виды работ:

Ознакомление с различными жанрами художественной литературы;

Формирование выразительности речи;

Пересказ и рассказывание.

Эта работа формирует следующие художественно-речевые умения:

Умение слушать художественные произведения и эмоционально отзываться на них;

Умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

Умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение .

Одним из наиболее действенных приемов является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога.

Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово.

Следующим приемом пересказа произведения может быть процесс моделирования. Этот метод знакомит детей с графическим способом предоставления информации - моделью, изображением. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразного характера символы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); условные обозначения; контрастная рамка и многие другие.

С помощью символов дети выделяют качественные характеристики героев (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование сказок требует от педагога предварительной подготовки, которая заключается:

1. в подборе игрушек, атрибутов;

2. обучении детей выразительному исполнению ролей;

3. проведение репетиций спектакля для правильной передачи действий.

По мнению А. М. Леушиной, в развитии выразительности речи дошкольников существует три особенности:

1. на ранних этапах детская речь исполняет функцию эмоций.

2. с увеличением требований со стороны взрослого дети начинают овладевать теми средствами, которые характеризуют выразительность речи, и начинают ими сознательно пользоваться.

3. ближе к 6-7-летнему возрасту речь с интонационной выразительности переходит на стадию языковой выразительности. В речи ребенка появляется образность: метафоры, эпитеты, сравнения .

Инсценировка, творческий пересказ от лица литературного героя дают ребенку возможность «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить взаимосвязи между персонажами, проникнуть в смысл их поступков и самого произведения. У ребенка повышается эмоциональная отзывчивость по отношению к описываемым событиям и героям, он сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Очень интересны произведения стихотворного содержания, когда ребенок повторяет фразу, связанную с предыдущей рифмой.

Сотворчество при знакомстве с книгой приближает ребенка к самому процессу чтения, который еще не доступен дошкольнику. Можно знакомить ребенка с буквами, находя их в названиях произведений, подписях к иллюстрациям.

Многие произведения художественной литературы послужили содержанием диафильмов, которые можно демонстрировать через фильмоскоп. В нескольких десятках рисунков передается содержание, к каждому из которых написан небольшой текст. На начальном этапе текст читает взрослый (педагог или родитель), далее некоторые слова могут читать сами дети.

Наиболее сложный переход - это переход дошкольника к самостоятельному чтению, так как он может сопровождаться неудачами, ослабевающими интерес к этому процессу.

Самостоятельное чтение приводит к возникновению следующих проблем:

Вначале слабая техника не дает возможности ребенку вникнуть в содержание произведения;

Выразительное чтение произведения взрослым делает его более привлекательным;

Незнакомые слова, встречающиеся в тексте детей, вызывают трудности в их осмыслении.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но. к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием .

Педагогам детских садов необходимо доводить до сведения родителей информацию о том, какие произведения художественной литературы необходимо читать с ребенком дома, какие книги лучше покупать, на что нужно обращать внимание при покупке новой книги, как заинтересовать ребенка чтением, о чем можно с ним побеседовать после чтения, как можно обыграть содержание произведения.

На литературных досугах всегда царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Важная задача для педагога - создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Поэтому педагоги должны уметь организовать детский досуг, и как игровой, импровизационный, веселый и радостный для каждого дошкольника. Нельзя исключать и процесс обеспечения психологического комфорта: педагог хвалит, подбадривает ребенка, создает ему условия для творчества. На развлечениях ведется спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что вообще исключает оценку детского исполнения.

Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов - это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Педагогу необходимо ими овладеть, толко тогда он будет готов к организации и проведению веселых развлечений. Помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, налаживать взаимоотношения желание радовать окружающих.

Желательно представлять новинки детской литературы с краткой аннотацией для родителей. Психолог может проводить индивидуальные консультации для родителей, как учитывать индивидуальные особенности ребенка при подборе книг и организации домашнего чтения.

Педагог может посоветовать родителям, какие литературные места лучше посетить с ребенком, может пригласить родителей на литературный вечер в группу, познакомить с книжным уголком, привлечь к участию в различных инсценировках, чтении по ролям.

Необходимо находить время для чтения с ребенком художественных произведений в детском саду и дома, читать вместе с ним, по очереди, возвращаться к прочитанному снова.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  3. Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. - М.: Просвещение, 1975. - 123 с.
  4. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
  5. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
  6. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.
  7. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11 - М. - С.22-25.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.
  9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
  10. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. - 0,5 п. л..htm.

Список литературы

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975. – 123 с.

Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75–76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. писатель, 1964.

Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.

Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 11 – М. – С.22-25.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256с.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13579. – 0,5 п. л..htm.

Загрузка...